Сестринский процесс - это научно обоснованный метод организации и оказания сестринской помощи, который включает в себя медсестру и пациента как взаимодействующих лиц. Особенности организации сестринского процесса в хирургии Метод организации и практическо

Сестринский процесс – научный метод организации и оказания сестринской помощи, выполнения плана ухода за терапевтическими пациентами, исходя из определенной ситуации, в которой находятся пациент и медицинская сестра. План ухода составляется медицинской сестрой по согласованию с пациентом для решения его проблем.

Цель сестринского процесса - поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма в соответствии с разработанными американским психологом А.Маслоу и модернизированными В. Хендерсон ежедневными потребностями человека в его повседневной деятельности. Сестринский процесс – системный, хорошо продуманный, целенаправленный план действий медсестры, учитывающий потребности пациента. После реализации плана необходимо обязательно провести оценку результатов. Стандартная модель сестринского процесса состоит из пяти этапов. Первый этап – медицинское сестринское обследование пациента, определения состояния его здоровья. Второй этап - постановка медицинского сестринского диагноза. Третий этап - планирование действий медицинской сестры (медсестринских манипуляций). Четвертый этап - реализация (осуществление) сестринского плана. Пятый этап - оценка качества и эффективности действий медицинской сестры.

Преимущества сестринского процесса: универсальность метода; обеспечение системного и индивидуального похода к проведению сестринского ухода; широкое применение стандартов профессиональной деятельности; обеспечение высокого качества оказания медицинской помощи, высокого профессионализма медицинской сестры, безопасность и надежность медицинского обслуживания; уходе за больным, кроме медицинских работников, принимают участие сам больной и члены его семьи.

Принцип деятельности медицинской сестры до недавнего времени основывался на четком и «автоматическом» выполнении назначений врача с отсутствием учета вопросов, касающихся каких-либо душевных переживаний пациента. Для этого медицинской сестре следует иметь не только знания в плане ухода за больным, но и осведомленность в основных вопросах философии, психологии. Ввиду того, что медицинская сестра посвящает значительную часть своей работы обучению пациентов чему-либо, ей необходима компетентность в области педагогики. В настоящее время отмечаются существенные недостатки в организации сестринского процесса, связанные, прежде всего с недопониманием и неясностью во многих определениях. Медицинские сестры подчас говорят друг с другом на «разных языках», в отличие от врачей, которые владеют общепринятыми определениями. Организация сестринского процесса основана на модели В. Хендерсон. Структура сестринского процесса - это элементы научного знания, применяемые медицинской сестрой в целях организации и осуществления ухода за больным. Это непрерывная, постоянно развивающаяся система, имеющая определенные стадии. Сестринский процесс нацелен на сохранение и успешную реабилитацию здоровья пациента после перенесения нарушения потребностей. Для этого медицинская сестра должна решить несколько вопросов.

Первый вопрос заключается в организации определенной основы, которая включает полные сведения о больном. Второй задачей для медицинской сестры является выявление нарушенных потребностей у пациента. Далее необходимо определить первоочередные действия, которые нужно провести в отношении пациента. Следующие моменты - это осуществление запланированных мероприятий и анализ проделанной работы медицинской сестрой. Вышеперечисленные вопросы составляют основные этапы сестринского процесса. Деятельность медицинской сестры общей практики в структуре оказания первичной помощи гражданам нашей страны строится на стандартах системы сестринского процесса, хотя и имеет свои особенности.

Первый этап сестринского процесса включает диагностические мероприятия по поводу той или иной нарушенной потребности заболевания. Вторым элементом является установление приоритетов. В этом случае семейная медицинская сестра составляет список полученной информации с помощью беседы с больным или его родственниками методом опроса, а также применяет данные, полученные от медицинского персонала и из сопроводительных документов. Первый этап сестринского процесса предполагает использование определенных способов сбора сведений о пациенте. Основным из них является составление списка субъективной информации, которая включает жалобы больного (основные и второстепенные). Затем медицинская сестра собирает объективные сведения, которые предусматривают антропометрические данные пациента, состояние психики, кожи. Здесь она исследует сердечно-сосудистую и дыхательную систему по основным параметрам - пульс, давление в артериях, спирометрия и т.д. Важным элементом деятельности семейной медицинской сестры является анализ душевного состояния больного, этнические характеристики. Необходимо также обратить внимание на расположенные рядом с домом объекты промышленности, условия трудовой и учебной деятельности каждого члена семьи. Немаловажным является тщательное наблюдение за поведенческими реакциями опрашиваемых клиентов и их эмоциями при этом. Составление списка данных о пациенте медицинская сестра общей практики осуществляет постоянно и непрерывно в работе с данной семьей.

Второй этап сестринского процесса пациента является оценка собранной информации, нацеленная на выявление главных нарушенных потребностей. Успех работы семейной медицинской сестры на данном этапе зависит от знаний и опыта ее профессионального общения с больным, а также применения основных позиций медицинской деонтологии и этики. Она должна незамедлительно и грамотно проанализировать состояние пациента, с тем чтобы перейти ко второй ступени своей деятельности - постановке сестринского диагноза. Медицинская сестра общей практики, работающая в службе оказания первичной помощи, на этом этапе должна точно и грамотно определить диагноз населения согласно потребностям, удовлетворение которых у жителей данного участка нарушено, но тем или иным причинам. Затем она определяет приоритетную проблему населения (болезнь) и тщательно анализирует элементы ее решения. Для этого медицинская сестра нередко использует основные показатели здоровья населения. К ним относятся общее число болезней, летальных исходов, качество проводимых лечебно-профилактических мероприятий, а также немаловажен источник материального обеспечения.

Для анализа соответствующего показателя в отдельности используют пятибалльную шкалу. Вслед за установлением приоритетной проблемы у граждан определенной территории медицинская сестра формирует из них группы в зависимости от половой принадлежности, возраста, наличия элементов повышенной опасности. Деятельность медицинской сестры в отношении конкретно взятой семьи аналогична и подразумевает выявление проблем клиентов, подразделяющихся на две группы. Первую группу составляют настоящие, вторую - будущие проблемы пациента. Выявляя главные проблемы, семейная медицинская сестра должна придерживаться диагностического постановления врача, иметь определенные сведения об особенностях жизнедеятельности больного, элементах повышенной опасности для его здоровья, а также его внутриличностной характеристике. Работа медицинской сестры на данном этапе имеет большую ответственность, поскольку от выводов, которые она сделает в отношении состояния больного, зависит благоприятный исход его заболевания. Диагноз, который устанавливает медицинская сестра, должен отражать нарушенную потребность пациента и причину, ее вызвавшую. Примеры сестринских диагнозов: нарушение мочеиспускания, обусловленное воспалительным поражением почек и страхом вследствие предстоящего оперативного вмешательства. Диагностические постановления семейной медицинской сестры характеризуют проблемы в различных областях жизнедеятельности больного - от нарушенной потребности в питании, до потребности его самореализации в обществе. К сожалению, соответствующими организациями, занимающимися вопросами сестринского процесса, не было установлено общепринятого списка сестринских диагнозов, а существует лишь их примерный перечень.

Третий этап сестринского процесса предусматривает установление целей деятельности семейной медицинской сестры. Данную работу необходимо осуществлять последовательно, т.е. начинать следует с разрешения главной проблемы больного. Необходимость определения целей сестринской деятельности обусловлена индивидуальными личностными и физиологическими особенностями пациентов, а также установлением уровня качества проделанной работы. Семейная медицинская сестра должна активно привлекать больного к работе в постановлении целей и способов их получения, что обеспечит его мотивацию на благоприятный исход заболевания.

Выделяют два типа целей, первая из которых должна выполниться за ближайшую неделю, а вторая - в более поздние сроки. Отдельно взятая цель состоит из трех элементов: действие, время и «инструмент» выполнения цели. Далее проводится тщательный анализ имеющихся вопросов с последующим утверждением соответствующего плана действий в каждом конкретном случае. После этого медицинский персонал реализует свои планы с последующим критическим анализом выполненной работы. Для лучшего представления этапов деятельности медицинской сестры необходимо подробно описать каждую стадию. Пример долгосрочной цели: больной сможет заниматься легкой атлетикой через два месяца после выписки из стационара. Важным элементом в деятельности семейной медицинской сестры на данном этапе является постановка целей, которые отвечают определенным запросам. Целевые утверждения должны быть достижимыми, точными по срокам выполнения.

Четвертый этап сестринского процесса предполагает планирование деятельности медицинской сестры. В системе оказания первичной помощи населению данная стадия включает выбор зоны сестринской работы, установление ее показателей и создание программы вмешательства, которая отражается в соответствующем документе. Затем осуществляется разделение функций между участниками данной службы и организуется личная структура фиксирования данных и система контроля. Деятельность семейной медицинской сестры на данном этапе состоит в написании инструкции, где она детально перечисляет выполняемые лечебно-профилактические действия в отношении своих клиентов.

Выделяют несколько видов сестринской работы. Зависимый вид включает работу сестры, заключающуюся в выполнении рекомендаций доктора и под его контролем. Независимый вид предполагает самостоятельную деятельность медицинской сестры. К данным действиям относятся: систематический контроль жизненно важных показателей здоровья, осуществление неотложной помощи до прибытия доктора, обеспечение личной гигиены тяжелобольных, меры по предупреждению распространению инфекционных заболеваний в отделении и др. Взаимозависимый вид предусматривает совместную работу медицинской сестры с другими специалистами, нацеленную на осуществление соответствующих мероприятий по уходу и лечению больных. К данной деятельности относятся подготовительные манипуляции к различным видам аппаратной и лабораторной диагностики. Сюда также включается консультация врача лечебной физкультуры и физиотерапии.

На данном этапе медицинская сестра должна определить способы реализации своей деятельности, которые формулируются соответственно проблемам больного. К ним относятся: осуществление экстренной помощи до прихода доктора, выполнение его рекомендаций, обеспечение благоприятных условий жизни больного, помощь в случае физиологических и психологических проблем, мероприятия по предупреждению осложнений заболевания и организация консультаций членам семьи. Затем медицинская сестра выполняет комплекс намеченных мероприятий согласно сформулированным целям. Существуют определенные условия, при строгом наличии которых план сестринской деятельности годен для реализации. К ним относят постоянное осуществление запланированных поступков, а также активное участие членов семьи в их реализации. Данные действия могут быть не проведены в случае непредвиденных ситуаций. Осуществляя экстренные мероприятия, необходимо пользоваться определенными шаблонами, которые специально разработаны для сестринской практики. Немаловажным моментом является обращение внимание медицинской сестры на субъективные особенности больного. Сестринские действия фиксируются в специальном бланке, учитывая периодичность, время их исполнения, а также там отмечается реакция больного на проведенные мероприятия.

В деятельности медицинской сестры общей практики в службе оказания первичной помощи населению на этапе выполнения намеченных мероприятий большое внимание уделяется четкому руководству действиями. При этом благоприятный успех данного этапа зависит от четко поставленных целей, строго спланированных действий, а также наличия соответствующих условиям средств достижения положительных результатов. Существенными компонентами правильного выполнения намеченной работы являются четкое разделение функций между участниками данной деятельности, хорошая их информированность определенными сведениями и верность своей работе.

Пятый этап сестринского процесса подразумевает анализ деятельности медицинской сестры и при необходимости - проведение корректирующих действий. Данная стадия включает также сравнительные выводы сестринской деятельности с поставленными целями. В случае благоприятного результата семейная медицинская сестра фиксирует это в специальном бланке с точным указанием временных параметров. В противоположном случае, когда пациент нуждается в сестринской помощи, следует осуществить тщательный анализ действий медицинской сестры для выяснения причины данной ситуации. Для этого можно воспользоваться консультацией других специалистов, чтобы грамотно спланировать свою работу. Данные мероприятия обеспечивают эффективность сестринской деятельности, исследование реакции больного на проведение соответствующих манипуляций, а также дают возможность определить другие нарушенные потребности клиента. Важной характеристикой медицинской сестры в осуществлении качественной работы на данном этапе является способность делать сравнительный анализ полученных результатов с поставленными целями. Проведение корректирующих мероприятий возможно лишь при наличии неблагоприятных изменений в состоянии здоровья больного.

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    презентация , добавлен 24.12.2014

    Питание инфекционных больных. Принципы текущей и заключительной дезинфекции. Основные препараты, используемые для дезинфекции, дезинсекции и стерилизации. Теории о механизме передачи возбудителей инфекционных болезней. Классификация инфекционных болезней.

    контрольная работа , добавлен 17.12.2010

    Механизм передачи возбудителей инфекционных болезней. Локализация возбудителя в организме человека. Схема инфекционных болезней, сопровождающихся поражениями кожи. Дифференциальная диагностика экзантем и энантем. Классификация инфекционных болезней.

    реферат , добавлен 01.10.2014

    Общие положения комплексного лечения и основные факторы, влияющие на его практическую эффективность. Подходы к лечению инфекционных больных, используемые методы и приемы, лекарственные средства и формы. Виды сывороток: антитоксические и противомикробные.

    презентация , добавлен 11.03.2015

    Научная основа, теория и основные этапы сестринского процесса. Четыре модели сестринского ухода. Функциональный сестринский уход. Бригадная форма сестринского обслуживания. Полный сестринский и узкоспециализированный уход (при конкретном заболевании).

    контрольная работа , добавлен 19.05.2010

    Строение кожи, ее основные функции. Классификация ожогов, определение площади поражения. Первая помощь при ожогах. Сестринский процесс в условиях ЛПУ. Роль медицинской сестры в обследовании пациентов с термическими ожогами. Особенности сестринского ухода.

    реферат , добавлен 25.03.2017

    Клещевой энцефалит: понятие и клиническая картина, предпосылки развития, этиология и патогенез, эпидимиелогия и существующие формы. Диагностика и лечение данного заболевания, подходы к его профилактике. Уход за больными при инфекционных заболеваниях.

    курсовая работа , добавлен 05.10.2016

Тема: Сестринский процесс как метод организации сестринской помощи

Пшегусова М.Х.

Понятие о сестринском процессе родилось в США в середине 50-х годов. В настоящее время оно получило широкое развитие в современной американской, а с 80-х годов -- в западноевропейских моделях сестринского дела.

Сестринский процесс – это основа всего сестринского дела и всей сестринской помощи.

Сестринский процесс - это научный метод организации и оказания сестринской помощи, систематический путь определения ситуации, в которой находится пациент и медсестра, и возникающих в этой ситуации проблем, в целях выполнения плана ухода, приемлемого для обеих сторон. Сестринский процесс - динамичный, цикличный процесс.

Основной целью сестринского процесса является поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма, требующего комплексного (холистического) подхода к личности пациента.

Современная концепция сестринского дела, направленная на укрепление статуса медицинской сестры, в России принята в 1993 году на международной конференции «Новые сестры для новой России. Заметным событием последнего времени явился II Всероссийский съезд медицинских работников в октябре 2004 года, на котором обсуждалась реформа здравоохранения. В его работе приняли участие более 1100 делегатов и гостей.

На сегодняшний день тема «Современные представления в развитии сестринского дела» является очень актуальной. Так как перед нами стоят очень серьезные задачи, выполнение которых позволит в корне изменить существующее положение в сестринском деле, как составной части организационной технологии здравоохранения, направленной на решение проблем индивидуального и общественного здоровья населения в сегодняшних сложных и быстроменяющихся условиях.

Сегодня сестринское дело - это искусство, наука, оно требует понимания, применения специальных знаний и умений.

Сестринское дело - это «действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению». Сестринское дело основывается на знаниях и технике, созданных на базе гуманитарных и естественных наук: биологии, медицины, психологии, социологии, и других.

Медсестра принимает на себя ответственность и действует с надлежащими полномочиями, непосредственно исполняя профессиональные обязанности. Она отвечает за те медицинские услуги, которые предоставляет. Она имеет право самостоятельно оценивать и решать, необходимо ли ей продолжить образование по вопросам управления, обучения, работе в клинике и научным исследованиям и предпринять шаги, чтобы удовлетворить эти потребности.

Сестринское дело включает в себя планирование и оказание помощи во время болезни и реабилитации, рассматривает влияние различных аспектов жизни человека на здоровье, болезнь, инвалидность и смерть.

Сестринский процесс – метод внедрения научно обоснованных принципов ухода за пациентом в практическую деятельность медицинской сестры. Он определяет новые критерии хорошей медицинской сестры, которая должна не только реализовать свои технические навыки, но и выработать соответствующее личностное и уважительное отношение к пациенту. Круг обязанностей медсестры, куда входит и выполнение назначенных врачом вмешательств и ее самостоятельные действия, четко определен законом. Все выполненные манипуляции отражаются в сестринской документации.

Суть сестринского процесса заключается в:

    конкретизации проблем пациента,

    определении и дальнейшем осуществлении плана действий медсестры в связи с выявленными проблемами и

    оценке результатов сестринского вмешательства.

При таком раскладе медицинской сестре выделяется особая роль связующего звена между пациентом и внешним миром.

От того, какие отношения будут созданы медсестрой, может зависеть исход всего заболевания. Значит, от сестринского процесса, в первую очередь, выигрывает пациент.

Практические цели сестринского процесса

1. Прежде всего, это понимание того, что пациент обязательно нуждается в уходе. 2. Во-вторых, это расстановка приоритетов в потребностях пациента, прогнозирование предполагаемых результатов ухода за больным. 3. В-третьих, это определение стратегии и плана в действиях медицинской сестры по уходу за пациентом. 4. В-четвертых, это возможность оценить профессионализм и качество сестринского ухода, а также гарантия оказания максимально качественных действий, которые можно подвергнуть объективной оценке.

Преимущества осуществления сестринского процесса 1. Обеспечение системного и планомерного ухода за пациентом. 2. Вовлечение самого больного, а также его близких, в процесс выздоровления и ухода. 3. Расширение области применения стандартов сестринской деятельности. 4. Грамотное использование ресурсов и времени для обеспечения первостепенных потребностей пациента. 5. Универсальность сестринского процесса. 6. Гарантия качества оказанной сестринской помощи. 7. Гарантия профессионализма медицинской сестры. 8. Демонстрация медицинской надежности, ответственности и компетенции. 9. Обеспечение безопасности пациента при всех видах сестринской помощи.

Немного статистики

Учебно-методический центр по научным исследованиям в сестринском деле при ФВСО ММА им. И.М. Сеченова совместно с Санкт-Петербургским региональным отделением общероссийской общественной организации «Ассоциация медсестер России» провели исследование с целью выяснения отношения медицинских работников к сестринскому процессу и возможности его внедрения в практическое здравоохранение. Исследование проводилось методом анкетирования.

Из 451 опрошенных 208 (46,1%) являются медицинскими сестрами, из которых 176 (84,4%) респондентов работают в Москве и Московской области, а 32 (15,6%) – в Санкт-Петербурге. 57 (12,7%) опрошенных – менеджеры сестринского дела; 129 (28,6%) – врачи; 5 (1,1%) – преподаватели высших и средних медицинских образовательных учреждений; 37 (8,2%) – студенты; 15 (3,3%) – другие специалисты системы здравоохранения, 13 (86,7%) из которых работают в Москве и Московской области, а 2 (13,3%) работают в Санкт-Петербурге.

На вопрос «Имеете ли вы представление о сестринском процессе?» основная часть всех респондентов (64,5%) ответили, что имеют полное представление, и только 1,6% участников анкетирования ответили, что не имеют представления о сестринском процессе.

Дальнейший анализ результатов анкетирования показал, что большая часть респондентов (65,0%) считает, что сестринский процесс организует деятельность медицинских сестер, но нужен он, по мнению 72,7% респондентов, в первую очередь для повышения качества ухода за пациентом.

По мнению 65,6% респондентов наиболее важным этапом сестринского процесса является 4-й этап – реализация плана.

На вопрос о том, кто должен проводить оценку деятельности медицинской сестры, больше половины всех респондентов (55,0%) назвали старшую медицинскую сестру. Однако 41,7% всех респондентов считают, что оценку деятельности медицинской сестры должен проводить врач. Именно так считает основная часть опрашиваемых врачей (69,8%). Больше половины группы медицинских сестер (55,3%) и основная часть группы менеджеров сестринского дела (70,2%), напротив, считают, что оценку деятельности медицинской сестры должна проводить старшая медицинская сестра. Также большое внимание в группе менеджеров сестринского дела уделяется оценке пациента и самой медицинской сестры (43,9% и 42,1% соответственно).

На вопрос о степени внедрения сестринского процесса в их учреждении 37,5% респондентов указали, что сестринский процесс внедрен частично; 27,9% – внедрен достаточно; 30,6% респондентов отметили, что в их медицинской организации сестринский процесс ни в каком виде не внедрен.

При выяснении возможности и необходимости внедрения сестринского процесса для дальнейшего развития сестринского дела в России было выявлено, что 32,4% респондентов считают внедрение необходимым, 30,8% – возможным, 28,6% – обязательным. Некоторые опрошенные (две медицинские сестры и один менеджер сестринского дела) считают, что внедрение сестринского процесса является вредным для развития сестринского дела в РФ.

Таким образом, по предварительным результатам исследования можно сделать следующие выводы:

    основная часть респондентов имеет представление о сестринском процессе и участвует в его внедрении в своих учреждениях здравоохранения;

    внедрение сестринского процесса является неотъемлемым элементом качества сестринской помощи;

    большинство респондентов признают целесообразность внедрения сестринского процесса.

Заключение

Целью сестринского процесса является поддержание и восстановление независимости пациента, удовлетворение основных потребностей организма.

В заключение можно сделать вывод, что современные представление о развитии сестринского дела в обществе состоит в том, чтобы помочь отдельным людям, семьям и группам развить свой физический, умственный и социальный потенциал и поддерживать его на соответствующем уровне вне зависимости от меняющихся условий проживания и работы.

Это требует от медсестры работы по укреплению и сохранению здоровья, а также по профилактике заболеваний.

Результаты исследования, проведенного ЕРБ ВОЗ, свидетельствуют:

«Суть сестринского дела состоит в уходе за человеком и в том, каким об­разом сестра осуществляет этот уход. В основе этой работы должна лежать не интуиция, а продуманный и сформированный подход, рассчитанный на удовлетворение потребностей и решение проблем...».

Сестринский процесс несет новое понимание роли медицинской сестры в практическом здравоохранении, требуя от нее не только наличия хорошей технической подготовки, но и умения творчески относиться к уходу за пациентами, умения работать с пациентом как с личностью, а не как с нозологической единицей, объектом "манипуляционной техники". В основе сестринского процесса находится пациент как личность, требу­ющая комплексного (холистического) подхода. Одним из непременных ус­ловий осуществления сестринского процесса является участие пациента (чле­нов семьи) в принятии решений относительно целей ухода, плана и способов сестринского вмешательства. Оценка результата ухода также осуществляет­ся совместно с пациентом (членами семьи). Степень участия пациента в осу­ществлении сестринского процесса зависит от нескольких факторов:

  • взаимоотношений сестры и пациента, степени доверия;
  • отношения пациента к здоровью;
  • уровня знаний, культуры;
  • осознания потребности в уходе.

Постоянное присутствие и контакт с пациентом делают медицинскую сестру основным звеном между пациентом и внешним миром. Больше всех в этом процессе выигрывает пациент. От того, какие устанавливаются отношения между медицинской сестрой и пациентом, от их взаимопонимания нередко зависит исход заболевания.

Участие пациента в этом процессе позволяет ему осознать необходимость самопомощи, обучиться ей и оценить качество сестринской помощи.

Слово «процесс» означает продвижение, ход событий, в данном случае последовательные действия, этапы, предпринятые сестрой, для достижения определенного результата.

В программе ВОЗ по сестринскому делу и акушерству в Европе сестрин­ский процесс описывается так:

«Сестринский процесс - это термин, применяемый в системе характер­ных видов сестринского вмешательства в сфере охраны здоровья отдельных людей, их семей или групп населения. Конкретно он подразумевает исполь­зование научных методов определения медико-санитарных потребностей пациента/семьи или общества и на этой основе отбор тех из них, которые могут быть наиболее эффективно удовлетворены посредством сестринского ухода. Сюда также входят планирование мер по удовлетворению должных потребностей, организация ухода и оценка результатов. Сестра в сотрудни­честве с другими членами бригады медицинских работников определяет задачи, их первоочередность, вид необходимого ухода и мобилизует необходи­мые ресурсы. Затем она прямо или косвенно оказывает сестринскую помощь. После этого она проводит оценку полученных результатов. Информация, по­лученная при оценке результатов, должна лечь в основу необходимых из­менений последующих вмешательств в аналогичных ситуациях сестринско­го ухода. Таким образом, сестринское дело превращается в динамичный про­цесс собственной адаптации и совершенствования».

Таким образом, основанный на научных принципах, сестринский про­цесс предусматривает четкую схему действий медсестры для достижения про­фессиональных целей. Иными словами, сестринский процесс означает пос­ледовательную смену действий, выполняемых медсестрой по отношению к пациенту сцелью предупреждения, облегчения, уменьшения и сведения до минимума возникающих у него проблем и трудностей.

Организационно-методической основой восстановительного процесса служит специальная реабилитационная программа, состоящая из трех последовательных этапов: стационарного, поликлинического (диспансерного) и санаторного.

Стационарный (больничный или госпитальный) этап предназначен для лечения острой или обострения хронической фазы болезни, для обследования, требующего инвазивных процедур и постоянного наблюдения за больным.

Поликлинический или диспансерный этап служит для динамического наблюдения за состоянием здоровья больного, для оздоровления, а также противорецидивного и поддерживающего лечения. Он является центральным этапом системы. Именно на диспансерном этапе предполагается полная реадаптация и ресоциализация к предшествовавшим заболеванию или травме нагрузкам и условиям или стойкая компенсация дефицитных функций, адаптация к изменившимся условиям жизни при обострении хронических патологических процессов.

Санаторный этап предполагает полную ликвидацию клинической симптоматики и морфофункциональных нарушений или формирование нестойкой компенсации дефицитных функций при обострении хронических патологических процессов, адаптацию к условиям и нагрузкам амбулаторного режима.

В соответствии с целью конкретного этапа реабилитации врачебной мультидисциплинарной бригадой разрабатываются и утверждаются индивидуальные программы (на основе типовых схем).

Осуществление системы поэтапной реабилитации базируется на строгом соблюдении определенных принципов:
максимально раннее начало и комплексное проведение всех видов восстановительной терапии с привлечением специалистов разного профиля (вплоть до юристов, социологов и т. д.);
непрерывность реабилитационных мероприятий;
преемственность между отдельными этапами реабилитации;
индивидуализированный характер всех реабилитационных мероприятий;
осуществление по мере возможностей реабилитационных мероприятий в коллективе больных.

Госпитальный этап реабилитации начинают уже в отделении реанимации или интенсивной терапии, продолжают в одном из отделений больницы и завершают в организуемом при крупных стационарах специализированном реабилитационном отделении, где возможно выполнение индивидуализированных программ физических тренировок. Внедрение в клиническую практику современных методов контроля состояния больного позволяет оптимизировать физическую нагрузку и вместе с тем обеспечить ее безопасность. Особое значение на этом этапе приобретает психическая реабилитация: проведение адекватного состоянию больного и строго индивидуального лечения психотропными средствами и применение методов психотерапии с целью повысить стремление больного к выздоровлению, укрепить его уверенность в своих силах, готовность к преодолению факторов риска данного заболевания, вызвать потребность вернуться к обычной деятельности.

Основные реабилитационные мероприятия проводятся в отделениях восстановительного лечения больниц, в то же время стационары лечебных учреждений также применяют реабилитационные мероприятия в своей повседневной лечебно-диагностической деятельности. К моменту окончания клинического этапа желательно добиться восстановления у больного способности к самообслуживанию, нормализации сна и функции пищеварения, нередко с нарушениями в связи с длительной иммобилизацией. Оценкой итогов реабилитационных мероприятий на стационарном этапе является заключение: клиническое выздоровление при острых заболеваниях или достижение фазы ремиссии при развитии хронических форм. Осуществление полноценной реабилитации пациента невозможно без взаимодействия всего коллектива медицинского персонала (врач, медицинская сестра, младший медицинский персонал).На всех этапах восстановительного лечения (стационарном, поликлиническом, санаторном) медицинская сестра выполняет реабилитационные мероприятия: уход за пациентом, выполнение назначений врача, определение потребностей пациента и их удовлетворение, отпуск физиотерапевтических процедур, проведение лечебной физкультуры и массажа, обучение пациента или его родителей правильному режиму дня и питанию. Основной формой деятельности медицинской сестры является сестринский процесс.

Сестринский процесс - это метод организации и практического осуществления медицинской сестрой своих обязанностей по обслуживанию пациентов. Он состоит из пяти этапов:
1) оценка состояния пациента;
2) определение его проблем;
3) планирование работы;
4) реализация поставленного плана;
5) оценка результатов.

Первым этапом этого процесса является сестринское обследование. Медицинская сестра собирает информацию о состоянии пациента и проводит ее анализ. Она оценивает субъективные показатели (жалобы), объективные (симптомы заболеваний) и данные лабораторноинструментальных методов исследования. Это исследование необходимо проводить строго методично по плану, чтобы не пропустить важные детали.

Вторым этапом является диагностирование состояния пациента. Проведя анализ собранных данных о пациенте, медицинская сестра составляет свое заключение о нарушениях удовлетворения его основных потребностей и таким образом выясняет проблемы, которые она должна разрешить в сотрудничестве с пациентом. При этом может быть выявлено несколько проблем. Медицинская сестра оценивает значимость каждой и очередность их разрешения.

Затем медицинская сестра оформляет сестринский диагноз, в котором дается описание характера существующей или потенциальной ответной реакции пациента на болезнь. В связи с тем что сестринский диагноз нацелен на определение реакции организма на болезнь, он может меняться каждый день или даже несколько раз в течение дня.Третий этап сестринского процесса представляет собой планирование, которое заключается в определении целей для каждой проблемы, ожидаемый результат, характер и объем сестринского вмешательства, необходимого для достижения цели.

Четвертый этап сестринского процесса заключается в реализации разработанного плана. При этом каждое действие медицинской сестры должно быть документировано в сестринском листе динамического наблюдения.

Пятый этап сестринского процесса состоит в оценке реакции пациента на сестринское вмешательство, а также эффективности и качества сестринской помощи. Для оценки качества используют сравнение достигнутого результата и ранее планируемого. Отмечают ответную реакцию пациента на медицинское вмешательство. Результатом может быть либо достижение цели, либо отсутствие ожидаемого результата и даже ухудшение состояния пациента. Поэтому следует определить причины возникновения отрицательного результата, при необходимости пересмотреть цели и сроки их реализации и внести коррективы в план сестринских вмешательств.

Санаторный этап реабилитации предусматривает: дальнейшее повышение работоспособности больных при помощи реализации программы физического восстановления и использования природных и преформированных физических факторов; проведение мероприятий по устранению или уменьшению психопатологических синдромов в целях достижения психической адаптации; подготовка больных к профессиональной деятельности; предупреждение прогрессирования заболеваний.

Санаторный этап осуществляется в форме традиционного санаторно-курортного лечения, которое проводится в местных санаториях либо после выписки больного из стационара, либо по назначению санаторно-курортных отборочных комиссий поликлиник в ходе диспансеризации. Санаторный этап может также осуществляться в специализированных отделениях местных загородных санаториев, расположенных обычно в относительном отдалении от промышленных центров и обладающих достаточными средствами для физической реабилитации (гимнастические залы, спортивные площадки, пешеходные маршруты, физиотерапевтические кабинеты и т.д.) и необходимым оснащением (в частности, велоэргометрами). Больных детей и подростков с определенными нозологическими формами направляют для восстановительного лечения непосредственно из больниц. Это придает санаторному этапу функцию прямого продолжения госпитального (в данном случае позднего госпитального) этапа.Результаты санаторного лечения должны учитываться на поликлиническом этапе для определения дальнейшего хода реабилитации, последующего санаторно-курортного отбора и обоснования экспертных решений.

Для лиц, перенесших оперативное лечение, оборудуют палаты интенсивной терапии с соответствующей аппаратурой и выделяют дополнительные штаты инструкторов по лечебной физической культуре и врачей (психологов, психотерапевтов, специалистов по функциональной диагностике).

В задачи психической реабилитации на санаторном этапе входят нормализация аффективного статуса больного, предупреждение ипохондрического развития личности, устранение проявлений соматогенной астении и чувства зависимости от окружающих (в первую очередь медицинского персонала), формирование у больного потребности в неуклонной, хотя и постепенной, ресоциализации.

В загородные реабилитационные центры больных переводят из стационара по бесплатной путевке. На весь период санаторной реабилитации (обычно 24 дня) выдается листок нетрудоспособности работающему подростку или матери с ребенком, требующим индивидуального ухода за ним.

Поликлинический или диспансерный этап - заключительный, адаптационный этап реабилитации, реализуется в амбулаторных условиях врачом поликлиники или диспансера, куда передается вся информация о соматическом и психическом состоянии больного из загородного санатория или стационара.

Поликлинический этап является основным, так как здесь пациент находится длительное время. Будучи центральным в этапной системе медицинской реабилитации, он обеспечивает непрерывность, преемственность и последовательность в осуществлении программы реабилитации. На этом этапе врачи разрабатывают программу реабилитации, определяют режим дня, физической нагрузки, труда и быта, учебы, сроки плановой госпитализации, показания к плановому санаторно-курортному лечению, проводят курортный отбор, ведут перманентное наблюдение за состоянием здоровья, своевременно выявляя его нарушения, планируют и осуществляют систему оздоровительных и профилактических мероприятий. Реабилитация на этом этапе включает мероприятия по предупреждению прогрессирования основного заболевания, профилактику возможных осложнений последнего, сохранение активности и возможной работоспособности реабилитируемого (с учетом не только тяжести перенесенного патологического процесса, но и функциональных резервов организма) и проведение экспертизы трудоспособности. При этом возможны следующие варианты: полная реабилитация, неполная реабилитация, инвалидизация, требующая постоянного диспансерного наблюдения.

В амбулаторно-поликлинических учреждениях эти проблемы решают на базе отделения восстановительного лечения крупной городской поликлиники (район деятельности такого отделения определяется соответствующим органом здравоохранения) или кабинета восстановительного лечения, который организуют в городской поликлинике. Основаниями для направления на восстановительное лечение служат: определенные заболевания, согласно состоянию комиссионно оцениваемые специалистами в детской поликлинике.

Основными задачами отделения (кабинета) восстановительного лечения являются:
своевременное начало восстановительного лечения;
использование комплекса необходимых методов реабилитации при дифференцированном подходе к их применению у разных групп больных;
составление индивидуальных программ восстановительного лечения;
обеспечение непрерывности, преемственности, последовательности, этапности в организации и осуществлении всей программы лечения.

Восстановительное лечение больных проводят различные специалисты (кардиолог, пульмонолог, травматолог-ортопед, невропатолог и др). совместно с участковым врачом-педиатром под контролем заведующего отделением или главного врача поликлиники. Для обеспечения контроля проведения восстановительного лечения детей в ряде поликлиник организованы реабилитационные комиссии. В их состав, как правило, входят заведующий отделением восстановительного лечения, физиотерапевт и врач по лечебной физкультуре, участковый педиатр, специалист. Комиссия проводит отбор детей на восстановительное лечение, разрабатывает индивидуальные планы лечения каждого больного (с учетом необходимого характера и объема лечебно-оздоровительных мероприятий), решает вопрос о времени и месте их проведения (в поликлинике, дошкольном учреждении, школе, на дому и т. д.). Она направляет детей в случае необходимости на лечение в стационар или санаторий, осуществляет систематический контроль полноты, качества и эффективности восстановительного лечения с учетом результатов функциональной диагностики, рентгенологических, лабораторных и других методов обследования. Корректирует индивидуальные планы восстановительного лечения, оформляет эпикризы на детей, прошедших определенный цикл восстановительного лечения, с указанием рекомендаций по дальнейшему наблюдению ребенка, проведению повторных курсов лечения, соблюдению определенного режима, диеты, отдыха.Восстановительное лечение детей не может ограничиваться только рамками лечебного или детского учреждения - оно должно продолжаться в семье больного ребенка. От семьи, от степени понимания родителями важности их роли в выполнении медицинских рекомендаций по восстановительному лечению, уровня их активности в этом процессе в значительной степени зависят конечные результаты лечения. От родителей требуется проявление особого внимания к больному ребенку, терпение, значительная затрата сил и энергии. Все перечисленное ставит перед поликлиниками задачу по организации работы с семьей больного ребенка, чтобы превратить ее в надежного помощника и осознанного исполнителя рекомендаций, назначаемых для выполнения на дому. Работа эта заключается в информировании родителей о характере и особенностях заболевания их ребенка, а также в обучении их методике выполнения некоторых лечебнооздоровительных мероприятий, таких как лечебная физкультура, массаж, закаливание.

Основными направлениями работы с родителями являются:
1. Целенаправленное медико-гигиеническое обучение семьи с целью формирования высокого уровня знаний и медицинской активности родителей по различным вопросам заболевания ребенка, нуждающегося в восстановительном лечении, с использованием при этом различных форм и методов этого обучения.
2. Проведение практического обучения матери или других членов семьи в случаях назначения мероприятий лечебно-восстановительного характера для их выполнения в домашних условиях.
3. Осуществление тесного взаимодействия между детской поликлиникой и семьей ребенка в период проведения восстановительного лечения.
4. Систематический контроль за проведением и правильностью выполнения родителями (и школьниками) назначенных рекомендаций.В период восстановительного лечения ребенка должен осуществляться врачебный контроль за:
организацией в семье режима дня, питания, сна, отдыха;
объемом школьных и внешкольных нагрузок;
организацией лечебного режима в соответствии с заболеванием ребенка;
проведением и правильностью выполнения в домашних условиях назначенных рекомендаций, прежде всего лечебной гимнастики и массажа.

Для организации обратной связи целесообразно изучать мнение родителей об организации работы отделений восстановительного лечения. С этой целью следует периодически проводить анкетный опрос родителей (в первую очередь тех, чьи дети еще не завершили лечение), что позволит разработать конкретные меры по преодолению выявленных недостатков.

В последние годы все большее распространение получают различные формы организации восстановительного лечения непосредственно в школьных учреждениях, осуществляемые детскими поликлиниками совместно с администрацией образовательных учреждений. Контингенты детей, которым показано проведение восстановительного лечения в детских коллективах, определяются реабилитационной комиссией поликлиники или врачами детских учреждений после проведения диспансеризации. В реабилитационную группу, как правило, включаются дети с хроническими и рецидивирующими заболеваниями уха, горла и носа, бронхолегочной системы, опорнодвигательного аппарата, а также часто болеющие дети.

Дошкольные учреждения и школы для этих целей обеспечиваются такими видами восстановительного лечения, как аппаратная физиотерапия, подключается медикаментозная терапия, фитотерапия, диетотерапия. Организацию восстановительного лечения в дошкольных учреждениях, школах необходимо сочетать с усилением в этих учреждениях работы по физическому воспитанию и закаливанию с созданием спортивных залов, мини-стадионов, оборудованных канатами, кольцами, брусьями, перекладинами, беговыми дорожками, тренажерами.Во всех регионах России открыты образовательные детские учреждения оздоровительного или санаторного типа, специально предназначенные для реабилитации часто болеющих детей, а также детей с ортопедическими заболеваниями, патологией слуха, зрения, нервной системы. Необходимость долговременных комплексных педагогических, лечебных и организационных мероприятий выдвигает задачи поиска новых форм работы с контингентом детей-инвалидов. Перспективным направлением представляется создание специализированных групп в дошкольных учреждениях для детей-инвалидов. Группы «Особый ребенок» предназначены для детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями центральной нервной системы. Согласно положению о группе для детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями ЦНС «Особый ребенок» они могут быть открыты в дошкольном учреждении любого типа. Принимают в группу детей: с церебральным параличом, задержкой интеллектуального и речевого развития, недостаточностью моторной функции, эпилептическим синдромом, с редкими судорожными приступами, без грубого расстройства поведения, детей с нервно-мышечными расстройствами.

Противопоказания: не подлежат направлению в группы дети, страдающие частыми эпилептическими припадками, психическими заболеваниями, требующими регулярной активной терапии, дети с агрессивным поведением, прогрессирующей гидроцефалией, пороками развития с ликвореей.

Основные задачи работы групп «Особый ребенок»:
обеспечение социальной защиты детей-инвалидов;
организация интеллектуального и личностного развития детейинвалидов;
социальная адаптация;
оказание психотерапевтической помощи родителям.

В детское учреждение ребенка направляет городская медикопедагогическая комиссия. Перед поступлением в группу проводитсяобследование, включающее осмотр врачами-специалистами, оценку физического и нервно-психического развития. В специализированных группах организуется лечебно-воспитательный процесс, сущность которого состоит в строгой последовательности и преемственности различных видов лечения и реабилитации. Совместная работа психолога, логопеда, медицинского и педагогического персонала дошкольного учреждения, рациональная организация режима дня, индивидуальный подход к каждому ребенку, работа с родителями детей-инвалидов - основные направления деятельности групп «Особый ребенок».

Особое внимание должно быть уделено реабилитации детей с различными формами нарушения и задержками нервно-психического развития в условиях дошкольного учреждения. Медико-педагогические мероприятия по оздоровлению детей осуществляются с участием специалистов детской поликлиники и семьи ребенка. В общий комплекс мероприятий на адаптационном этапе реабилитации в условиях семьи по индивидуальным показаниям включаются:
режим дня;
диетотерапия;
различные виды лекарственной терапии;
физиотерапия;
лечебная физкультура и массаж;
рефлексотерапия;
трудовая терапия.

Все мероприятия осуществляются под контролем функциональных, рентгенологических, лабораторных и других методов исследования. При необходимости привлекаются психолог, прошедший клиническую подготовку, представитель системы социального обеспечения, юрист и другие специалисты.

В некоторых случаях физическую реабилитацию проводит участковый врач совместно со специалистом отделения восстановительного лечения поликлиники или районного врачебно-физкультурного диспансера. В особом контроле нуждаются при этом дети с текущим патологическим процессом и все диспансерные больные (даже при полном восстановлении прежней работоспособности) в первый год после перенесенного заболевания, ставшего основанием для реабилитации.Реабилитационный потенциал пациента - научно обоснованный предел возможного восстановления дефицитных (нарушенных) физиологических функций в конкретном клиническом случае. Их ключевым звеном являются индивидуализированные реабилитационные задачи, реализуемые имеющимся в наличии у медицинского учреждения набором методов и средств. Разработка частной реабилитационной программы основывается на реабилитационном потенциале конкретного пациента.

Контингент больных, которым необходимо восстановительное лечение в поликлинике:
с болезнями органов дыхания; часто болеющие дети;
с болезнями нервной системы;
с заболеваниями мочевыводящей системы;
с заболеваниями сердечно-сосудистой системы;
с заболеваниями органов пищеварения;
с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и последствиями травм;
с нарушением обмена веществ;
с любым острым или хроническим заболеванием.

Построение системы реабилитации в медицине может быть осуществлено только на основе соблюдения ведущих организационных принципов:
своевременность оказания помощи;
специализированность медицинской помощи;
дифференцированность медицинских методик и средств в зависимости от особенностей формы патологии;
этапность оказания помощи с обязательным решением цели и задач текущего этапа
преемственность методик лечения и восстановления на основе учета их эффективности;
комплексность, т. е. оптимальное сочетание методов и средств терапии, обеспечивающих максимальные темп и эффективность реабилитации;
корригируемость (управляемость) лечебного воздействия средствами оперативного контроля эффективности;
непрерывность процесса реабилитации;
оптимальность восстановления дефицитных функций организма в каждом конкретном случае.Исключительно важным является наличие системы нормативноправовой базы по оказанию реабилитационной помощи членам общества:
государственный и общественный тип управления системой реабилитации в стране;
юридический статус лиц, подлежащих реабилитации;
всеобщая доступность необходимых этапов, методов и средств реабилитации.

Целостный подход к реабилитируемому пациенту требует восприятия его не как носителя комплекса жалоб, симптомов и повреждений, а как некий социально-биологический объект со всей присущей ему индивидуальной гаммой взаимосвязей с обществом и его членами. В современной концепции реабилитация рассматривается как комплексный процесс, включающий ряд основных аспектов.