Что не входит в стаж. Как определяется трудовой стаж и какие виды занятости в него входят. Какие периоды не входят в стаж

Представляет собой всю трудовую деятельность гражданина. Для расчета принимаются периоды фактического выполнения должностной инструкции и временные отрезки законного отсутствия на рабочем месте.

Термин был особенно популярен до 2002 г., когда общий стаж учитывался при начислении пенсионного обеспечения. Сейчас понятие мало кому интересно, так как государственное довольствие отталкивается от .

Нормативное регулирование

Трудовой стаж является суммарной продолжительностью работы, учитываемой при определении права на тот или иной вид пенсионного обеспечения. В соответствии со ст. 2 ФЗ, регулирующего государственную пенсионную систему, временные отрезки затем входят в состав страхового стажа.

Чтобы оценить пенсионные права застрахованного лица, под трудовым стажем принято понимать любую полезную деятельность, осуществляемую до 2002 года. В основе подсчета лежит календарный порядок. Трудовой стаж необходим для конвертации пенсионных прав в соответствии с п. 1-3 ст. 30 ФЗ «О ».

При назначении государственного обеспечения важно знать, в чем таится главное отличие общего стажа от страхового, лежащего в основе начислений. Последний представляет собой периоды официального выполнения должностных обязанностей и уплаты страховых взносов в отделение пенсионного фонда.

Наличие и продолжительность общего стажа отражается в трудовой книжке. Основной документ о периодах выполнения должностных обязанностей отражает сведения о наименовании работодателя, занимаемой должности , или .

Разница между общим и страховым стажем таится в следующих понятиях:

  • во время получения субъектом высшего образования уплата страховых взносов не производится, поэтому студенческие годы не учитываются;
  • соцобеспечение напрямую связано с продолжительностью трудовой деятельности;
  • от трудового стажа зависят страховые выплаты, а от страхового – пенсионные;
  • при определении размера пособия учитываются все периоды деятельности субъекта, до и после принятого в 2001 г. закона;
  • отсутствие постоянного места выполнения должностных обязанностей в связи с безработицей подлежит учету для обоих понятий.

Трудовая книжка не может служить основным документом для определения страхового стажа, так как в нее не вносятся записи о времени нахождения на учете в центре занятости, а на самом деле периоды входят в это понятие, ведь гражданин получает пособие и отчисляет взносы.

Из чего он состоит

В трудовой стаж включаются следующие периоды:

  1. Следование должностной инструкции разнорабочего или служащего (в том числе за пределами родного государства), участие в колхозе, служба в органах военизированной охраны, подразделении специальной связи или горноспасательного отряда, а также периоды ведения деятельности, основная цель которой – получение дохода.
  2. Творческая деятельность члена союза – писателя, композитора, художника, литератора, театрала и т.д.
  3. Служба в каком-либо военном формировании РФ, органах, занимающихся внутренними делами страны, работа на благо федерального исполнительного органа, непосредственное участие в делах государственной безопасности.
  4. Временная нетрудоспособность, начало которой пришлось на время выполнения должностных обязанностей или пребывания на инвалидности, причиной которой является увечье, или .
  5. Периоды нахождения в местах, ограничивающих свободу, сверх времени, необходимого для пересмотра обстоятельств дела.
  6. Время получения государственного пособия, связанного с отсутствием работы, участия о оплачиваемой общественной работе или переезда в другой район в соответствии с направлением центра занятости.

Для определения общего трудового стажа используется Положение, утвержденное Минсоцобеспечением (Приказ № 190, принятый 4 октября 1991 г.).


Как его начисляют

Трудовой стаж – это все периоды работы, а также осуществления иной деятельности, позволяющей пользоваться социальными гарантиями ( , восстановление работоспособности и т.д.), проще говоря – .

Раньше люди переживали за непрерывность трудового стажа. Общее правило гласило, что между увольнением из одной фирмы и приемом в другую не должно быть более 1 месяца. Исключениями считались такие обстоятельства, как или . В этом случае гражданин мог потратить на поиски подходящего места выполнения должностных обязанностей до 3 месяцев.

В настоящее время непрерывность трудового стажа играет роль только при присвоении звания или определении размера выплаты стимулирующего характера. При расчете общего количества лет используется календарный порядок, то есть все периоды работы просто суммируются между собой.

Возможные споры и их решение

Основная причина возникновения разногласий и составления исковых заявлений таится в порядке расчета льготных пенсий, основывающихся на общем трудовом стаже.

Например, медицинские работники часто обращаются в суд в связи с отказом пенсионного фонда учитывать время вынужденного отсутствия на рабочем месте. Каждый работник медицинской сферы обязан проходить курсы повышения квалификации 1 раз в 5 лет. Срок обучения составляет примерно 1 месяц. Именно эти периоды не желают учитывать в общем стаже специалисты пенсионного фонда без судебного решения.

В течение своей трудовой деятельности каждый человек сталкивается с необходимостью в получении пособий по временной нетрудоспособности, а с годами - в получении пенсии по старости или по выслуге лет. Современные правовые отношения в сфере социального обеспечения базируются на таком понятии, как трудовой стаж, отсутствие которого лишает прав на получение социальных выплат.

Словарь трудового права. Трудовой стаж представляет собой определенные периоды (продолжительность) трудовой или другой общественно полезной деятельности, а также другие периоды, которые позволяют реализовать право на социальное обеспечение.

Трудовой стаж включает в себя продолжительность всей трудовой или иной общественно полезной деятельности и определяется по документам, выданным с места работы, а также службы или учебы, если они зачисляются в стаж.

Трудовой стаж можно квалифицировать и как юридический факт, в результате которого возникает большинство пенсионных правоотношений, а также правоотношений, касающихся некоторых видов пособий и социальных льгот. От продолжительности трудового стажа во многом зависит объем полномочий претендента на реализацию того или иного нормативного акта по социальному обеспечению, включая размер трудовых пенсий и пособий, а также других социальных льгот. Трудовой стаж включает в себя продолжительность всей трудовой или иной общественно полезной деятельности и определяется по документам, выданным с места работы, а также службы или учебы, если они зачисляются в стаж.

Основным документом для подтверждения стажа работы является трудовая книжка, которая содержит сведения о работнике, о выполняемых им служебных обязанностях, а также о поощрениях за успехи в работе (если же по каким-либо причинам трудовой книжки нет, подтверждением трудового стажа могут служить выписки из приказов о назначении и увольнении, ведомости на выдачу заработной платы, трудовые договоры, свидетельские показания и т. д.).

Понятие общий трудовой стаж в настоящее время применяется при исчислении трудовой пенсии только для оценки пенсионных прав застрахованных лиц (для определения размера страховой части трудовой пенсии) и учитывается за период до 1 января 2002 г.

Общий трудовой стаж

Общий трудовой стаж представляет собой количественно (суммарно) учтенные периоды всей трудовой и иной общественной деятельности, а также другие периоды независимо от того, имелись или не имелись перерывы в работе или иной деятельности, включаемой в рассматриваемый стаж. Общий трудовой стаж как юридический факт является одним из оснований для назначения трудовых пенсий по старости, в случае инвалидности или потери кормильца, а также для реализации некоторых иных видов социального обеспечения.

В пенсионном обеспечении общий трудовой стаж учитывается при определении сумм пенсий в основном работающим пенсионерам по тем правилам, которые были предусмотрены ст. 16 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (утратил силу) еще 10 лет назад (т. е. до того момента, когда был установлен вариант исчисления пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера). Это так называемый первый вариант исчисления пенсии.

Понятие трудового стажа является обобщенным, так как существуют следующие его разновидности: страховой стаж, общий и специальный трудовой стаж и непрерывный стаж.

Словарь трудового права. Непрерывный трудовой стаж определяется продолжительностью последней непрерывной работы у одного либо нескольких работодателей.

Словарь трудового права. Специальный трудовой стаж рассчитывается по продолжительности трудовой или иной общественно полезной деятельности в специфических условиях. Это, например, работа на вредных производствах, в суровых природно-климатических условиях, на территориях, подвергшихся радиоактивному излучению. На основании специального трудового стажа устанавливается пенсия по старости в связи с особыми условиями труда, работой на Крайнем Севере, а также пенсия за выслугу лет.

Порядок исчисления трудового стажа установлен действующим законодательством, согласно которому существуют общие и отдельные правила исчисления для разных видов трудового стажа.

Расчет трудового стажа производится в календарном порядке: каждые 30 дней переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев - в полные годы.

Существует, в частности, перечень отраслей промышленности, в которых работа в течение полного сезона засчитывается в стаж для назначения пенсии как за год работы (торфяная, лесозаготовительная, рыбная, плодоовощная промышленность, лесное хозяйство и пр.).

Для получения права на пенсию по старости продолжительность трудового стажа для мужчин составляет 25 лет, для женщин - 20 лет. Перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемой в общий трудовой стаж, изложен в п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ред. от 27.12.2009, далее - Закон о трудовых пенсиях).

В общий трудовой стаж включаются:

1) периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;

2) периоды творческой деятельности членов творческих союзов-писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;

3) служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством РФ воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в т. ч. в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;

4) периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;

5) период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;

6) периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, до 1 января 2002 г. включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.

Периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности включаются в общий трудовой стаж как полный год работы независимо от фактической продолжительности этих периодов.

Не включаются в общий трудовой стаж следующие периоды:

1) обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре, интернатуре;

2) пребывание граждан, проживавших в районах, временно оккупированных неприятелем в период Великой Отечественной войны, в возрасте 16 лет и старше на оккупированной территории СССР или других государств, а также на территории государств, находившихся в состоянии войны с СССР;

3) нахождение в фашистских концлагерях в период Великой Отечественной войны;

4) проживание в г. Ленинграде в период его блокады (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.);

5) постоянный уход по заключению лечебного учреждения;

6) уход неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения;

7) уход родителей и иных законных представителей за ВИЧ-инфицированными несовершеннолетними детьми;

8) проживание жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудоустроиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства;

9) проживание за границей жен (мужей) работников советских учреждений и международных организаций.

Периоды работы или воинской службы в Афганистане зачитываются в трудовой и страховой стаж в зависимости от категории застрахованных лиц или граждан, которым назначается пенсия, с учетом представленных документов, в соответствии с Законом о трудовых пенсиях и Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (ред. от 25.12.2009, далее - Закон о пенсионном обеспечении), Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (ред. от 09.11.2009).

Учеба, в том числе в вузе, с 01.01.2002 в страховой и общий трудовой стаж не включается.

Страховой стаж

Страховой стаж рассчитывается на основании продолжительности периодов деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы.

Общий страховой стаж нужен для определения того, заработал ли человек право на трудовую пенсию по старости или нет. Причем нужен он как для назначения пенсии на общих основаниях, так и при досрочных основаниях. Общие основания - это достижение возраста: 60 лет - для мужчин и 55 лет - для женщин. Для общих оснований нужен страховой стаж не менее 5 лет. Досрочные основания - это назначение пенсий в связи с вредными условиями труда, а также при работе по ряду профессий (например, медики, педагоги, профессиональные спасатели и др.). Для каждого основания нужен страховой специальный стаж определенной продолжительности.

К данным видам деятельности относится любая работа по трудовым договорам, военная или гражданская служба, работа в качестве индивидуального предпринимателя и пр. В силу действия п. 1 ст. 10 Закона о трудовых пенсиях в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 этого же Закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Пример. Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 N 9-П положения п. 1 ст. 10 Закона о трудовых пенсиях признаны противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они позволяют не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.

Впредь до установления федеральным законодателем соответствующего правового регулирования Конституционным Судом РФ установлен правовой механизм реализации пенсионных прав указанной категории граждан (см. указанное выше Постановление).

В то же время упомянутым Постановлением положения п. 1 данной статьи в той мере, в какой они закрепляют безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы и направлены на обеспечение нормального функционирования финансовой системы обязательного пенсионного страхования на основе страховых принципов и исполнения обязательств Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами, признаны не противоречащими Конституции РФ.

О применении п. 1 ст. 10 издано Определение Конституционного Суда РФ от 20.11.2007 N 798-О-О.

Пункт 2 ст. 10 в системной взаимосвязи с законоположениями, закрепляющими безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы за своих работников, не может истолковываться как исключающий возможность зачета в страховой стаж периодов работы граждан Российской Федерации, занятых по трудовому договору на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в войсковых частях, дислоцированных на территории иностранных государств, - независимо от того, уплачивались ли за них в эти периоды войсковыми частями страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (Определение Конституционного Суда РФ от 15.01.2009 N 188-О-П).

С 1 января 2007 г. размер пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам зависит не от непрерывного трудового стажа, как это было ранее, а от страхового стажа. Страховой стаж - это суммарная продолжительность уплаты страховых взносов. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (ред. от 24.07.2009, далее - Закон N 255-ФЗ) в этот стаж включаются:

Периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы;

Периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Исчисление страхового стажа производится в календарных днях, а в случае совпадения по времени нескольких периодов, засчитываемых в страховой стаж, учитывается один из таких периодов по выбору застрахованного лица.

Связь страхового и непрерывного трудового стажа

Обратить внимание следует на то, что ст. 17 Закона N 255-ФЗ установлено, что в случае, если продолжительность страхового стажа за период до 1 января 2007 г. окажется меньше продолжительности его непрерывного трудового стажа, применяемого при назначении пособий за тот же период, за продолжительность страхового стажа принимается продолжительность непрерывного трудового стажа.

Непрерывный стаж может превысить страховой в целом ряде случаев. Так, в соответствии с п. 8 Правил исчисления непрерывного трудового стажа работников при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 13.04.1973 N 252, и с учетом положений Письма ФСС РФ от 25.10.2002 N 02-18/05-7418 в непрерывный трудовой стаж кроме времени работы засчитывались:

Служба в составе Вооруженных Сил СССР и РФ;

Служба в органах КГБ СССР, ФСБ России и МВД СССР и России, в народном ополчении и партизанских отрядах, если перерыв между днем освобождения от службы и днем поступления на работу или учебу в высшее или среднее специальное учебное заведение (в том числе на подготовительное отделение), в аспирантуру, клиническую ординатуру, на курсы, в училище или школу по повышению квалификации, переквалификации и подготовке кадров не превысил трех месяцев;

Время работы или производственной практики на оплачиваемых рабочих местах и должностях в период обучения в высшем или среднем специальном учебном заведении, пребывания в аспирантуре и клинической ординатуре независимо от продолжительности перерывов, вызванных обучением;

Время обучения в училищах и школах профессионально-технического образования (технических, профессионально-технических училищах, мореходных школах, школах фабрично-заводского обучения и т. д.), если перерыв между днем окончания училища или школы и днем поступления на работу не превысил трех месяцев;

Время обучения на курсах и в школах по повышению квалификации, по переквалификации и подготовке кадров, если направлению на курсы или в школу непосредственно предшествовала работа либо поступлению на эти курсы или в школу предшествовала служба в составе Вооруженных Сил СССР и РФ, в органах КГБ, ФСБ России и МВД СССР и России, народном ополчении и партизанских отрядах.

В соответствии со ст. 51 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ, утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 20.05.1993 N 4991-1 (в настоящее время утратил силу, за искл. п. 1), сотрудникам, уволенным со службы в органах налоговой полиции и поступившим в течение трех месяцев на работу или учебу (не считая времени проезда к постоянному месту жительства в случае его изменения), время их службы в органах налоговой полиции засчитывалось в непрерывный трудовой стаж.

На основании ст. 64 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 N 4202-1, ред. от 17.12.2009) время нахождения сотрудников на службе в органах внутренних дел засчитывалось в их общий и непрерывный трудовой стаж на следующих льготных условиях: один год службы за полтора года трудового стажа.

Согласно п. п. 13, 14 и 16 Положения об организации общественных работ, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.07.1997 N 875 (ред. от 11.01.2007), время, в течение которого гражданин принимает участие в оплачиваемых общественных работах, засчитывалось в общий трудовой стаж.

В соответствии с п. 3 ст. 10 и п. 5 ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (ред. от 25.12.2009) время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывалось в непрерывный трудовой стаж из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву - один день военной службы за два дня работы.

Согласно ст. 25 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (ред. от 12.05.2009), срок полномочий депутата засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности. Супругу депутата Государственной Думы (на основании п. 5 ст. 25 названного Закона), уволенному в связи с переездом депутата для осуществления им своих полномочий в Государственной Думе, перерыв в работе засчитывается в общий непрерывный трудовой стаж работы (службы).

В соответствии со ст. 256 ТК РФ отпуск женщине по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается в непрерывный трудовой стаж.

Отпуск по уходу за ребенком включается в общий страховой стаж, однако здесь есть также некоторые особенности.

В пп. 3 п. 1 ст. 11 Закона о трудовых пенсиях определено, что в страховой стаж включению подлежит общий период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности.

Так, здесь речь идет исключительно о родителях, а не о других родственниках, фактически осуществляющих уход. В стаж этот период должен быть засчитан только одному из них, при этом, если часть отпуска использовала мать ребенка, а часть - отец, то каждому из них должна быть засчитана своя часть отпуска. Кроме того, отпуск ограничен максимальным пределом - до достижения ребенком полутора лет. Даже если женщина ухаживала в своей жизни не за одним ребенком - в общей сложности засчитают не более трех лет.

Отпуск по уходу за ребенком включается в специальный страховой стаж, если он имел место до 6 октября 1992 г. (время вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 N 3543-1, с принятием которого названный отпуск перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях). Такое разъяснение дал Верховный Суд РФ в п. 15 Постановления Пленума от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии". Если это условие соблюдается, то отпуск по уходу за ребенком подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и независимо от времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Отпуск по беременности и родам включается в специальный страховой стаж на основании разъяснения Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ (Письмо от 04.11.2002 N 7392-ЮЛ/ЛЧ-25-25/10067). Данным Письмом разъяснено, что ст. ст. 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях реализуются через постановления Правительства РФ и другие подзаконные акты. Правительство РФ своим Постановлением от 11.07.2002 N 516 (ред. от 26.05.2009) утвердило Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее - Правила). Согласно п. 5 этих Правил, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для работников, которые постоянно в течение полного рабочего дня заняты на этой работе, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Опять, строго говоря, отпуск по беременности и родам не относится ни к временной нетрудоспособности, ни к ежегодным оплачиваемым отпускам. Но Минтруда и ПФР сделали одно допущение в своем Письме в пользу работников, основываясь на том, что отпуск по беременности и родам предоставляется на основании листка временной нетрудоспособности. Поэтому они разъяснили, что "период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях".

Кроме того, при исчислении непрерывного стажа принимался во внимание трудовой стаж граждан России и СНГ, ранее занятых трудовой деятельностью на территории следующих государств-участников СНГ: Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия (согласно ст. 40 Договора от 26.02.1999 "О таможенном союзе и едином экономическом пространстве").

У данных категорий работников эти периоды, включавшиеся ранее в непрерывный трудовой стаж, в страховой стаж не входят. По этой причине им следует сравнивать непрерывный трудовой стаж и страховой.

Не следует забывать о гражданах, которые поступили на работу до 1 января 2007 г. и имели право на пособие по временной нетрудоспособности в размере, превышающем размер пособия, полагающийся по действующим в настоящее время нормам (в процентном выражении от среднего заработка), - теперь оно выплачивается в прежнем более высоком размере, так как в ст. 17 Закона N 255-ФЗ для этих лиц сохранены установленные ранее льготы по выплате пособий по временной нетрудоспособности в размере 100% заработка, независимо от продолжительности страхового или трудового стажа.

Замена непрерывного трудового стажа на страховой стаж отразилась на размере выдаваемого пособия, т. к. в страховой стаж входят не все периоды трудовой деятельности, а лишь те, в течение которых происходила выплата страховых взносов.

Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере 100% заработка - если страховой стаж составляет 8 лет и более; в размере 80% - при страховом стаже от 5 до 8 лет; в размере 60% - если страховой стаж составляет менее 5 лет. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком на сегодняшний день составляет 40% от среднего заработка за последние 12 календарных месяцев до момента ухода в отпуск по уходу за ребенком.

В случае ухода за больным ребенком (при амбулаторном лечении) в возрасте от 3 до 15 лет с 10-го календарного дня пособие выплачивается в размере 50% среднего заработка.

Если заболевание или травма наступили в течение 30 дней после увольнения, то независимо от продолжительности страхового стажа пособие выплачивается в размере 60% среднего заработка.

Приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 N 91 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (ред. от 11.09.2009).

Непрерывный трудовой стаж отличается от страхового и специального стажа тем, что:

При определении размера пенсии и момента ее выплаты непрерывность стажа не учитывается;

Промежутки времени, в течение которых трудоспособный работник не занимался трудовой деятельностью, ограничены.

Непрерывный трудовой стаж сохраняется в случае, если при переходе с одного места работы на другое перерыв в трудовой деятельности не превышает одного месяца. Если имеет место увольнение по собственному желанию без уважительных причин, то для сохранения непрерывного трудового стажа перерыв в работе не должен превышать 3 недель.

Непрерывный трудовой стаж может сохраняться, если перерыв в работе достигает 2 и 3 месяцев. При расторжении трудового договора стаж сохраняется для беременных женщин и матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет, до момента достижения ребенком указанного возраста.

Вне зависимости от продолжительности перерыва в работе, непрерывный трудовой стаж сохраняется при увольнении по собственному желанию по причине перевода одного из супругов в другую местность, а также по причине выхода на пенсию. У работников, уволившихся в связи с выходом на пенсию по старости, при последующем поступлении на работу продолжительность перерыва в трудовом стаже для исчисления непрерывного стажа не учитывается.

При поступлении на работу после прекращения трудового договора непрерывный трудовой стаж не сохраняется по причине совершения виновных действий, за которые, согласно существующему законодательству, предусмотрено увольнение с работы. Таковыми действиями считаются неоднократное неисполнение трудовых обязанностей без уважительных причин и однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей. Руководители и главные бухгалтеры организаций и предприятий могут быть уволены за нанесение финансового ущерба организации и за принятие неверных или незаконных финансовых решений. Правила исчисления непрерывного трудового стажа работников при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 13.04.1973 N 252, действуют в части, не противоречащей действующему законодательству.

Служба в армии и стаж

Любая служба в армии засчитывается в общий трудовой стаж в силу действия нормы ч. 3 п. 4 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях.

По общим правилам, которые законодательно определены в ст. 30 Закона о трудовых пенсиях, служба в армии засчитывается в общий стаж в одинарном размере. По другой формуле подсчета (оценка производится исходя из размера пенсии, рассчитанной по старому пенсионному законодательству) - в двойном.

Если же речь идет о страховом стаже, то существует два вида страхового стажа - для трудовой пенсии (для определения права на получение пенсии) и для пособий по временной нетрудоспособности (больничных).

Для начисления пенсии:

По общим правилам служба в армии входит в одинарном размере в силу действия нормы ст. 11 Закона о трудовых пенсиях. Одновременно для включения в стаж нужно, чтобы до или после армии (перерыв между армией и работой неважен) была работа по трудовому договору или другая деятельность, на которой человек подлежал обязательному пенсионному страхованию (для справки - для обычной пенсии по старости всего нужно 5 лет страхового стажа, а для трудовой пенсии по инвалидности вообще нужен только факт работы (при этом сама продолжительность работы значения не имеет));

Если человеку не хватает стажа для приобретения права на пенсию, то служба в армии за период до 01.01.2002 должна быть засчитана в страховой стаж в двойном размере (например, это следует из Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П).

Для начисления пособий по временной нетрудоспособности служба в армии в страховой стаж входит на основании Приказа Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 N 91 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам" (ред. от 11.09.2009).

Библиография

1. Рогачев Д. И. Непрерывный трудовой стаж // Кадровые решения. 2004. N 11.

Общеизвестной является следующая истина: для хорошей пенсии по старости нужна хорошая зарплата, получаемая как можно дольше в молодости и зрелости. Но сколько же в итоге лет нужно проработать, чтобы гарантированно получить пенсию? Иными словами, каким должен быть стаж для начисления пенсии?

Необходимые условия

С 2015 года работающие россияне имеют новую систему пенсионного обеспечения, состоящую из двух отдельных составляющих: страховой пенсии и пенсионных накоплений. Вторая из них пока еще не работает, так что остается зарабатывать первую – страховые пенсии. Для того чтобы получить право на них, необходимо:

  • Мужчинам – достичь 60-летнего возраста, женщинам – 55-летнего. Есть и исключения из этого правила, когда страховые пенсии по старости назначаются досрочно.
  • Иметь необходимый стаж для начисления страховой пенсии, который равен 15-ти годам, но этот показатель будет действовать только через 10 лет, а пока что он будет последовательно повышаться, начиная от 6 лет в текущем году.
  • Набрать сумму индивидуальных пенсионных баллов (коэффициентов) – не менее 30, но этот показатель также будет введен только через 11 лет, а пока что он будет последовательно повышаться, начиная от величины 6,6 в текущем году.

Сумма индивидуальных пенсионных баллов (коэффициентов) определяется начисленными и уплаченными страховыми взносами в систему ОПС и тем, каков ваш стаж для начисления пенсии.

Что такое страховая пенсия и страховой стаж?

Стаж – это период времени в жизни человека, влияющий на приобретение им определенного статуса (стаж работы, стаж службы, профессиональный стаж и т.д.). С другой стороны, стаж – это особая мера трудовой деятельности человека, имеющая как количественную, так и качественную характеристику.

В прежние годы на возможность получения и размер пособия влиял трудовой стаж для начисления пенсии, представляющий собой время осуществления человеком официальной трудовой деятельности с производством пенсионных отчислений в систему ОПС.

Но, как было упомянуто выше, для страховой пенсии требуется именно страховой стаж. Чем же он отличается от понятия "трудовой стаж для начисления пенсии"?

Действовавший до 2015 года Федеральный закон (ФЗ) №173 оперировал понятием трудовой пенсии по старости, включавшей в себя две составляющие: страховую и накопительную. Новый, вступивший в силу с начала текущего года ФЗ №400 убрал общее понятие "трудовая пенсия" и одновременно возвел ее страховую составляющую в отдельный вид пенсионного обеспечения. Это зримое свидетельство рыночного мышления российских законодателей, указавших в преамбуле к закону, что основанием для страховой пенсии может быть не только трудовая деятельность, но и иная общественно полезная деятельность граждан, проводимая в государстве с рыночной экономикой.

Некоторые аналитики ставят знак равенства между трудовой пенсией по ФЗ №173 и страховой пенсией по ФЗ №400 на основании близости их определений в обоих законах. Отсюда, по их мнению, следует и тождественность терминов "трудовой стаж" и "страховой стаж для начисления пенсии". Однако второе из этих понятий, несомненно, шире, т.к. включает в себя кроме периодов работы с выплатой страховых взносов в ПФР также и периоды, когда таких выплат быть не могло, и гражданин официально не трудился (например, время, когда он получал пособие по безработице).

В чем же отличие страховой составляющей трудовой пенсии по ФЗ №173 от страховой пенсии по ФЗ №400?

Изменения коснулись принципа начисления и условий предоставления пенсий. Для трудовой пенсии рассчитывался суммарный пенсионный капитал, выраженный в рублях. Для страховой пенсии пенсионный капитал накапливается в виде баллов (пенсионных коэффициентов) с ежегодно повышаемой государством стоимостью в рублях. Чтобы получить трудовую пенсию, нужно было только накопить трудовой стаж. Для страховой пенсии потребуются минимальный стаж для начисления пенсии (фактически, минимальный страховой стаж) и сумма индивидуальных пенсионных баллов (коэффициентов) на уровне не ниже шести лет и величины 6,6 балла соответственно на текущий год.

С 2016 года эти показатели будут расти. К 2024 г. планируется достижение установленного ФЗ №400 максимума: необходимый стаж для начисления пенсии станет равен 15 годам, а необходимая сумма баллов – 30 баллам.

Если вы иммигрировали в Россию

В стаж для начисления пенсии по ФЗ №400 включаются те периоды времени, когда работа или иная деятельность с выплатой страховых платежей в ПФР проводилась на территории РФ. А если вы переехали в Россию из страны, входящей в СНГ, и получили российское гражданство? Учитывается ли стаж, заработанный за пределами РФ, при начислении российской пенсии?

Да, учитывается, но частично. В 1992 году все страны СНГ (кроме Азербайджана) заключили между собой специальное соглашение по этому вопросу. В нем было определено, что если граждане переселяются в другие страны внутри СНГ, то при начислении им пенсии в новой стране проживания учитывается весь их трудовой стаж (заметьте, именно «трудовой стаж», ведь соглашение от 1992 года!), приобретенный на территории бывшего СССР до 13.03.1992 г.

Стаж работы иммигранта за пределами РФ после начала в ней пенсионной реформы, т.е. с 2002 года, добавляется в российский страховой стаж при подтверждении выплаты страховых платежей в ПФ прежней страны проживания.

Какие периоды вынужденного отсутствия трудовой деятельности включаются в стаж?

ФЗ №400 максимально учитывает права тех граждан, которые вынуждены прервать свою работу и, соответственно, выплату страховых пенсионных взносов. Человек может временно потерять работу и жить на пособие, заболеть и находиться на больничном несколько месяцев, матери ухаживают за маленькими детьми, люди ухаживают за больными или престарелыми родственниками. Зачастую жены военнослужащих-контрактников не могут найти работу в маленьких военных городках. Известно также немало случаев, когда люди бывают несправедливо приговорены к лишению свободы, что прерывает их страховой стаж. Наконец, граждане просто проходят срочную службу в ВС РФ или других госорганах.

ФЗ №400 включает все такие нестраховые периоды в страховой стаж, если до или после них у лиц были периоды работы или другой деятельности с выплатой страховых взносов. Следовательно, понятие "страховой стаж" включает в себя стаж работы для начисления пенсии и периоды отсутствия таковой, перечисленные в ФЗ №400.

Расчет стажа для начисления пенсии

ФЗ №400 устанавливает календарный порядок при исчислении страхового стажа, т. е. один календарный год работы (или другой деятельности, сопровождаемой страховыми выплатами) равняется одному году страхового стажа. Может случиться, например, что в период ухода за маленьким ребенком гражданка еще и ухаживала за престарелым родственником. Возможны и другие совпадения двух нестраховых периодов по времени. В этой ситуации в страховой стаж можно записать любой из этих периодов по выбору гражданина.

Самозанятые граждане, фермеры, граждане, работающие по найму у физлиц, имеют право на включение в свой страховой стаж тех периодов работы (деятельности), во время которых происходили страховые выплаты в ПФ РФ.

Если граждане, которые получают пенсии по выслуге лет, а также по инвалидности, полученной при несении госслужбы, претендуют еще и на получение страховой пенсии, то в их страховой стаж не включаются периоды службы, учтенные при начислении получаемых пенсий.

Интересная ситуация с исчислением страхового стажа у авторов произведений литературы и искусства, которые обычно продают лицензии на их использование и с полученных сумм платят взносы в ПФ. Если в конкретном году сумма выплат в ПФ от такого автора была больше определяемого по ФЗ №212 фиксированного взноса, то в страховой стаж автора вносится один полный календарный год. Если же сумма выплат автора в ПФ за год меньше фиксированного взноса по ФЗ №212, то в его страховой стаж вносится период, исчисляемый в месяцах пропорционально внесенной сумме.

Как подсчитывается и подтверждается стаж для начисления пенсии

В нашей стране подсчет страхового стажа разбит на два интервала времени:

  • до задействования системы всеобщего персонифицированного учета в 1996 г. согласно ФЗ №27;
  • после введения ФЗ №27.

В первом интервале, кроме данных индивидуального учета (если они имеются), подтверждать наличие страховых периодов, которые включаются в страховой стаж, можно справками от работодателей, госорганов или муниципалитетов. Во втором интервале такое подтверждение делается только по сведениям из системы всеобщего персонифицированного учета.

Если документы о работе гражданина, относящиеся к первому интервалу времени, безвозвратно утрачены вследствие стихийного бедствия и не подлежат восстановлению, то периоды его работы на территории РФ могут устанавливаться по показаниям двух и более свидетелей. Допускается использовать этот способ подтверждения страхового стажа и при утрате документов не по вине работника из-за небрежного хранения, уничтожения по злому умыслу и т.п.

Что такое конвертация пенсионных прав

До начала пенсионной реформы в РФ в 2002 году на размер пенсии влияли два фактора:

  1. Общий стаж для начисления пенсии (или, иначе, общий трудовой стаж). Он, как и страховой стаж по ФЗ №400, определяется как суммарная длительность трудовой и другой полезной для общества деятельности до 1.01.2002 года с включением некоторых периодов, когда гражданин вынужденно не мог трудиться (их перечень значительно меньше, чем у страхового стажа). Общий трудовой стаж не связан ни с какими страховыми взносами.
  2. Среднемесячный заработок либо за последние два года перед выходом на пенсию, либо за любое трудовое пятилетие.

Следовательно, сумма пенсии до 2002 года определялась стажем и заработком в избранный период времени.

С 2002 года каждый гражданин стал накапливать на своем лицевом счете в ПФ расчетный пенсионный капитал из ежемесячных страховых взносов, которые вносят работодатели. Но как же следовало поступить властям РФ с теми пенсионными правами, которые накопили граждане, работавшие и до 2002 года? Как соединить их с накоплением страховых взносов?

Эту проблему и решила конвертация пенсионных прав, выполненная в 2002 году. Она заключалась в переводе этих не имеющих реального воплощения прав в эквивалентный расчетный пенсионный капитал, выраженный в рублях. В 2010 году этот капитал был увеличен в результате валоризации всем гражданам на 10%, а лицам, имевшим трудовой стаж в период до 1991 года, дополнительно на 1% за каждый год стажа.

Нужен ли непрерывный стаж для начисления пенсионного пособия?

Легальное определение данного вида стажа в действующем законодательстве отсутствует. Но, проанализировав ряд действующих нормативных документов, можем заключить, что непрерывный стаж для начисления пенсии – это длительность последней работы на одном предприятии без перерыва или на ряде предприятий при условии, что перерывы в работе не превышали установленных сроков (обычно от одного до трех месяцев в зависимости от причины прерывания трудовой деятельности).

Согласно действующему законодательству, при определении размера страховой пенсии непрерывность стажа не учитывается. С 01.01.2007 года, согласно ТК РФ, размер пособия, выплачиваемого при временной нетрудоспособности, также от данного показателя не зависит. Теперь оно исчисляется только по страховому стажу.

"Северный" стаж

"Северный" стаж для начисления пенсии – это показатель, предусмотренный для тех, кто живет на Крайнем Севере и в районах, приравненных к нему, а также для тех, кто ранее работал в такой местности. Гражданам этих категорий можно досрочно уходить на пенсию (страховую). Это право дается женщинам с 50-летнего возраста и мужчинам с 55-летнего возраста, отработавшим соответственно от 15-ти либо от 20-ти календарных лет на Крайнем Севере или в районах, которые приравнены к нему, если у них есть страховой обязательный стаж для начисления пенсии от 20-ти и от 25-ти лет соответственно.

Женщины с двумя и более детьми, отработавшие соответственно от 12-ти или от 17-ти календарных лет на Крайнем Севере или в районах, которые приравнены к нему, также могут уходить на страховую пенсию в 50 лет при наличии обязательного страхового стажа от 20-ти лет.

Кроме того, получать пенсию уже в 50 и 45 лет могут мужчины и женщины, отработавшие на Крайнем Севере соответственно по 25 и 20 лет в рыболовстве, оленеводстве или сфере охотничьих промыслов.

Ситуация на Украине

Как в соседнем государстве рассчитывается стаж для начисления пенсии? Украина систему пенсионного обеспечения граждан провела примерно через такие же этапы, как и РФ. Так, начиная с 1991-го и заканчивая 2004-м годом, она регулировалось Законом о пенсионном обеспечении, который предусматривал начисление пенсий по трудовому стажу и среднемесячному заработку за определенный период времени. Точно так же, как и в российском законодательстве до начала пенсионной реформы в 2002 году, украинское пенсионное законодательство объединяло периоды работы гражданина и некоторые периоды вынужденного отсутствия трудовой деятельности в понятие "общий трудовой стаж".

С 2004 года начал действовать Закон о пенсионном страховании, который является аналогом ФЗ №173 и оперирует понятиями страхового стажа и страховых взносов. В последующие годы в Украине было несколько попыток продолжения пенсионной реформы, но к конкретным изменениям законодательства они не привели, если не считать поэтапного повышения возраста выхода на пенсию для женщин до 60 лет.

Определенные изменения, направленные на ужесточение правил предоставления пенсий избранным категориям работников, происходят в текущем году. С 1 апреля при назначении пенсий по возрасту на льготных условиях за труд во вредных и трудных условиях начинает поэтапно увеличиваться пенсионный возраст для женщин с 45 до 50 лет. Параллельно поэтапно будет расти на 5 лет и общий трудовой стаж, который необходим для назначения льготных пенсий как мужчинам, так и женщинам.

Пенсии за выслугу лет теперь также будут назначаться после большего общего стажа работы, а для некоторых категорий работников – после большей необходимой выслуги лет. Это относится, в частности, к рабочим локомотивных бригад, рабочим геологоразведочных партий, лесозаготовителям и лесосплавщикам, морякам, учителям и врачам, артистам и др.

Эксперты «Труда» дали ответы на особо актуальные вопросы

С какого момента начинается отсчет трудового стажа?

Вопросы исчисления трудового стажа при назначении трудовых пенсий регламентированы нормами Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также подзаконными актами.

В соответствии с п. 4 ст. 30 указанного закона в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой деятельности и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002 , учитываемая в календарном порядке.

Согласно действующему трудовому законодательству трудовая книжка является основным документом, подтверждающим периоды работы лица до его регистрации в качестве застрахованного лица в органах Пенсионного фонда.

Таким образом, датой, с которой начинается исчисление трудового стажа работника, является дата начала работы в соответствии с записью в трудовой книжке работника.

Засчитывается ли в трудовой стаж служба в Вооруженных силах СССР, России?

Согласно п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при подсчете общего трудового стажа для исчисления пенсии служба в Вооруженных силах РФ и иных созданных в соответствии с законодательством РФ воинских формированиях, а также в Вооруженных силах бывшего СССР засчитывается в календарном порядке по фактической продолжительности.

Засчитывается ли в трудовой стаж обучение на дневных отделениях вузов?

Согласно пенсионному законодательству, действовавшему до вступления в силу новых пенсионных законов, период обучения в высших учебных заведениях подлежал включению в общий трудовой стаж наравне с работой.

Но в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности при условии, что это должны быть периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ лицами, застрахованными в системе обязательного пенсионного страхования, и при этом за указанные периоды должны быть уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ.

Таким образом, поскольку периоды обучения на дневном отделении вуза не являются работой и не могут быть отнесены к периодам иной деятельности и при этом за них не производится уплата страховых взносов, указанные периоды не подлежат включению в трудовой стаж.

Читатель: с 17 лет работал, Потом два года служил в армии, затем год учился на рабфаке, затем год на дневном, затем поступил на работу в 22 года. С какого момента исчисляется трудовой стаж?

Как отмечалось ранее, датой, с которой начинается исчисление трудового стажа работника, является дата начала работы в соответствии с записью в трудовой книжке работника.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в ней содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, для подтверждения периодов работы принимаются:

  • письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на тот период;
  • справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;
  • выписки из приказов;
  • лицевые счета;
  • ведомости на выдачу заработной платы.

Таким образом, трудовой страж читателя исчисляется с даты начала работы в 17 лет, указываемой в трудовой книжке либо в иных документах, упомянутых ранее.

Какие государственные награды и звания обеспечивают прибавку к пенсии?

В соответствии с Федеральным законом от 04.03.2002 № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан РФ за выдающиеся достижения и особые заслуги перед РФ» на дополнительное ежемесячное материальное обеспечениея имеют право граждане РФ, получающие пенсию и имеющие выдающиеся достижения, а также особые заслуги перед РФ. К таковым гражданам относятся:

  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации;
  • граждане, награжденные орденом Святого апостола Андрея Первозванного;
  • граждане, награжденные орденом Ленина;
  • граждане, награжденные орденом «За заслуги перед Отечеством» I, II, III и IV степени;
  • граждане, награжденные орденом Славы трех степеней;
  • Герои Социалистического Труда;
  • граждане, награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней;
  • лауреаты Ленинской премии, лауреаты государственных премий СССР и лауреаты государственных премий Российской Федерации (РСФСР);
  • граждане, награжденные орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» трех степеней;
  • чемпионы Олимпийских игр, чемпионы Паралимпийских игр, чемпионы Сурдлимпийских игр.

Какие документы необходимы для того, чтобы оформить пенсию?

Для оформления пенсии гражданам необходимо подать заявление (лично либо через представителя) о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства (либо по месту пребывания, месту фактического проживания, либо при их отсутствии — непосредственно в Пенсионный фонд РФ).

Перечень документов, необходимых для получения пенсии, зависит от конкретного вида оформляемой пенсии. В силу того что граждане чаще всего обращаются с заявлением для оформления трудовой пенсии по старости, приведем перечень необходимых документов для данного вида пенсии.

Вместе с заявлением, заполняемым по утвержденной форме (образец представлен на официальном сайте ПФР: http://www.pfrf.ru/how_to_make_a_pension/15338. html), заявителю необходимо представить следующие документы:

  • Паспорт РФ.
  • Трудовая книжка либо документы, выданные работодателями, подтверждающие трудовой стаж заявителя.

Кроме того, в необходимых случаях прилагаются следующие документы:

  • Справка о среднемесячном заработке за 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года в течение трудовой деятельности.
  • Документы, подтверждающие наличие нетрудоспособных членов семьи.
  • Справка, подтверждающая нахождение нетрудоспособных членов семьи на иждивении.
  • Документ о месте жительства, пребывания или фактического проживания на территории РФ.
  • Документ, подтверждающий место постоянного жительства гражданина РФ за пределами территории РФ.
  • Документы об изменении фамилии, имени, отчества.
  • Справка об установлении инвалидности и о степени ограничения способности к трудовой деятельности.

В чем разница между государственным пенсионным фондом и частными?

В системе обязательного пенсионного страхования страховщиком может выступать Пенсионный фонд России (ПФР), государственный фонд или негосударственный пенсионный фонд (НПФ). Застрахованное лицо может выбрать, у какого страховщика будет формироваться накопительная часть его трудовой пенсии и какое лицо будет осуществлять управление его пенсионными активами.

Пенсионный фонд России (государственный фонд): инвестирует средства пенсионных накоплений через государственную управляющую компанию (ГУК) либо, по вашему заявлению, передает средства в частную управляющую компанию.

ГУК придерживается достаточно консервативной стратегии инвестирования и вкладывает средства в максимально надежные государственные ценные бумаги, ипотечные ценные бумаги, гарантированные государством, депозиты в уполномоченных банках. При этом обеспечивается наибольшая надежность накоплений при потенциально меньшей доходности.

Негосударственный пенсионный фонд: ведет индивидуальный пенсионный счет накопительной части трудовой пенсии; инвестирует средства через частные управляющие компании (НПФ может инвестировать средства пенсионных накоплений не через одну, а через несколько частных управляющих компаний); при этом уровень надежности накоплений гораздо ниже, чем в государственном пенсионном фонде (это связано с видами инвестиций, которые осуществляются НПФ в отношении пенсионных активов — они носят более рисковый характер: например, инвестиции в иностранные ценные бумаги, иные иностранные активы, кроме того, в силу меньшей подконтрольности государству не исключены случаи нецелевого использования пенсионных средств) при потенциально большей доходности.

Застрахованное лицо в любой момент может перевести накопительную часть пенсии в негосударственный пенсионный фонд (НПФ). По умолчанию пенсионные накопления находятся в Пенсионном фонде России (ПФР) и передаются в управление государственной управляющей компании; перевод средств в НПФ возможен только при наличии вашего волеизъявления. Однако имеются случаи несанкционированного (без ведома застрахованного лица) перевода средств в НПФ.

Есть ли гарантия, что деньги в частном пенсионном фонде не пропадут?

Главой 5-й Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» предусмотрены меры защиты прав участников и застрахованных лиц, а также пенсионных активов -, это:

  • обязательные требования к размеру совокупного вклада учредителей (-ля) фонда — не менее 30 млн рублей;
  • независимый контроль госорганов за деятельностью НПФ: ежегодное предоставление отчетов о деятельности в уполномоченный орган; лицензирование деятельности всех компаний, которые обслуживают НПФ; периодическая отчетность и обязательная публикация информации о деятельности фонда (сведения о формировании и финансовых результатах размещения средств пенсионных резервов);
  • ежегодный независимый аудит деятельности НПФ;
  • меры внутреннего контроля: разделение функций и разграничение средств участников.

Однако вряд ли можно говорить о стопроцентной гарантии сохранности пенсионных средств, находящихся в НПФ, в силу того что указанными фондами осуществляются более рисковые инвестиции (например, инвестиции в иностранные активы); кроме того, в силу меньшей подконтрольности государству не исключены случаи нецелевого использования средств.

Может ли гражданин РФ воспользоваться заграничными пенсионными фондами? Что для этого необходимо сделать?

Согласно Федеральному закону от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховщиком (тем, кто осуществляет страхование) является Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы, а также наряду с ПФР РФ страховщиками могут выступать негосударственные пенсионные фонды.

Негосударственный пенсионный фонд — это особое юридическое лицо, которое создается в соответствии с законодательством Российской Федерации (Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах»), т. е. законодательством не предусмотрена возможность участия в системе пенсионного страхования в качестве страховщика иностранного пенсионного фонда.

В рамках данного вопроса необходимо помнить о том, любая пенсионная система любого государства — это определенная часть бюджета. ПФР РФ субсидируется из федерального бюджета РФ, а зачастую и из регионального. Кроме того, государство несет дополнительную ответственность за ПФР РФ и пенсионное обеспечение (т. к. оно гарантируется ст. 39 Конституции РФ); в случае же потенциально возможного перевода средств в иностранный пенсионный фонд государство не сможет исполнять свои обязательства.

Что делать в таком случае: трудовая книжка, содержащая записи о работе в период СССР в ряде республик бывшего СССР (до 1991 года), утрачена. Нужно ли восстанавливать и как?

Поскольку трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника (ст. 66 Трудового кодекса РФ), то при утрате ее, безусловно, необходимо восстановить.

Процедура восстановления утраченной трудовой книжки регулируется пп.31 — 32 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках».

В соответствии с указанными правилами лицо, утратившее трудовую книжку, обязано немедленно заявить об этом работодателю по последнему месту работы. Работодатель выдает работнику дубликат трудовой книжки не позднее чем через 15 дней со дня подачи работником заявления.

При этом при оформлении дубликата трудовой книжки в него вносятся:

  • сведения об общем и (или) непрерывном стаже работы работника до поступления к данному работодателю, подтвержденном соответствующими документами;
  • сведения о работе и награждении (поощрении), которые вносились в трудовую книжку по последнему месту работы.

Общий стаж работы записывается суммарно, то есть указывается общее количество лет, месяцев, дней работы без уточнения работодателя, периодов работы и должностей работника.

Если документы, на основании которых вносились записи в трудовую книжку, не содержат полных сведений о работе в прошлом, в дубликат трудовой книжки вносятся только имеющиеся в этих документах сведения.