Анализ доходов и расходов бюджета российской федерации. Анализ доходов и расходов бюджета российской федерации Актуальность государственный бюджет на год

Правительственная точка зрения гласит, что этот факт не должен приводить россиян в уныние. Наоборот, санкции стоит рассматривать в качестве положительного явления, ведь длительная экономическая изоляция поможет развить собственное производство и усовершенствовать технологические достижения, что, в конечном итоге, обеспечит стране небывалый экономический подъем. Кстати, он уже прогнозируется в новом федеральном бюджете.

Проект госбюджета на 2017-2019 годы был опубликован в октябре

Проект документа был опубликован сотрудниками Министерства финансов России 12.10.2016, и именно он определит структуру доходов и расходов государства на три ближайших года. Новый бюджет позиционируется, как адаптированный к новым реалиям, в числе которых значатся низкие , сокращающиеся денежные резервы и «западные ограничения» экономического роста. Рассмотрим подробнее, что же было заложено в новом бюджете России, чтобы узнать правительственные приоритеты.

Инновации в Государственном бюджете России

На сегодняшний день российский бюджет еще не прошел стадию окончательного утверждения. Но основные инновации и цифры, характеризующие данный законопроект, уже вполне можно проанализировать. Среди основных нововведений можно отметить следующие моменты:

  • правительство намерено вернуться к старой практике, предусматривающей принятие единого бюджета на трехлетний период (в 2016 году экономика России основывалась на однолетнем финансовом документе). Согласно мнению, озвученному представителями Министерства финансов, данный шаг обеспечит последовательность и предсказуемость в выравнивании накопленных бюджетных дисбалансов;
  • отличительной особенностью нового документа стало изменение структуры источников финансирования бюджетного дефицита. Если в текущем году 2/3 дефицита покрывалось за счет средств, взятых их Резервного фонда, то в ближайшие три года представители Министерства финансов предлагают меньше использовать суверенные фонды и больше – заемные средства, привлекаемые на внутреннем рынке.

Доходная часть бюджета РФ в 2017 году

Стоит отметить, что доходная часть в бюджете-2017 зафиксирована на уровне 13,44 триллионов рублей и незначительно отличается от прошлогоднего показателя. Многие экономисты говорят о том, что если учесть еще и , то в реальном выражении данная часть бюджета продолжит тренд к сокращению. В 2019 году представители Министерства финансов прогнозируют рост доходной части до 14,8 триллионов рублей, что является номинальным историческим максимумом для экономики России.

Эксперты отмечают, что запланированный рост поясняется ослабленными позициями рубля – в бюджет 2019 года заложена котировка в 71,1 рубль за 1 американский доллар. Нефтяные котировки, заложенные в бюджет РФ, спрогнозированы в размере 40 долларов/баррель. Кроме того, нельзя не отметить тот факт, что по отношению к уровню ВВП доходная часть будет иметь тенденцию к сокращению – в 2019 году эта доля составит 15%.


На доходную часть государственного бюджета влияет шаткая позиция рубля

Главной целью правительства глава Минфина Антон Силуанов назвал обеспечение доходов без дополнительного налогового реформирования и . Вполне возможно, что налоговая сфера претерпит реформы в пользу облегчения фискального бремени для бизнеса - прежде всего, это может коснуться налогов, взимаемых с предпринимателей. Другие эксперты поясняют правительственный оптимизм совсем другими причинами.

Так, например, Людмила Пронина, занимающая должность профессора кафедры экономики и финансов общественного сектора РАНХиГС, говорит о том, что минфиновский прогнозный рост доходной части вполне реалистичен. Но она поясняет вероятность его исполнения доходами от налогообложения на , которые Минфин заложил в размере 300 миллиардов рублей на 2017 год, и по 200 миллиардов в 2018 и 2019 годах. Второй причиной она называет возможное повышение .

Расходная часть бюджета России

Финансирование расходных статей было предложено в размере 16,181 триллионов рублей в 2017 году. Стоит сказать, что на следующие два года данный показатель был озвучен в несколько меньшей сумме. Так, в 2018 году расходы составят 15,978 триллионов, а в 2019 – 15,964 триллиона рублей. Согласно словам Антона Силуанова, сокращение расходной части бюджета является единственным путем для обеспечения бюджетной консолидации.

Напомним, что расходы в бюджете РФ делятся на две части: открытую и закрытую. Первая из них в 2017 году запланирована в размере 13,31 триллиона рублей, т.е. 18% всех расходов будут засекречены. Это меньше показателей 2016 года, когда уровень «скрытых» расходов превысил 22%. Причем корректировался бюджет-2016 в этом аспекте просто на глазах. Представители Минфина пояснили это некими планами, которые предусматривают досрочный расчет по кредитным обязательствам оборонных предприятий.


Самые большие ассигнования получит оборонная сфера России

Если рассматривать функциональные направления расходов постатейно, то можно сделать следующие выводы:

  • на нужды социальной политики запланировано пустить 5,08 триллионов рублей в 2017 году, 4,962 – в 2018 и 5,054 – в 2019. Правительство в данном случае демонстрирует склонность к сокращению , поясняя свои действия необходимостью экономить средства;
  • национальная экономика получит ассигнования а размерах 2,3 триллионов рублей в 2017 году. В 2018 ей будет выделено 2,246 трлн, а в 2019 – 2,054 триллиона рублей, то есть за три ближайших года финансирование национальной экономики сократится с 14,2% всех расходов до 12,9%. Довольно странно то, что при политике урезания расходов на данную статью правительственные финансисты прогнозируют стране скорый . Не совсем понятно, какие причины данный рост могут спровоцировать – в условиях санкций и инвестиционной блокады на иностранные инвестиции рассчитывать нельзя, а местные предприниматели не могут позволить себе брать банковские кредиты из-за непомерных процентов;
  • нужды национальной обороны будут профинансированы в размере 950 миллиардов рублей. Указанная цифра является открытой частью бюджетных расходов на данную статью. С учетом закрытых статей, которые составляют валовую часть оборонных расходов, отрасль получит 2,84 триллиона рублей ассигнований. В 2018 ассигнования составят 2,72, а в 2019 – 2,856 триллионов. За три года финансирование увеличится с 17,6% до 17,9% всей расходной части бюджета, что свидетельствует о высокой степени «милитаризации» данного документа. Эксперты подчеркивают, что единственное спасение для бюджета страны – это проведение структурных реформ, касающихся производства, и сокращение военных расходов. Тем не менее, эта рекомендация экспертов уже который год остается без внимания правительства;
  • растут расходы на национальную безопасность и . Силовые ведомства получат 1,968 триллионов рублей в 2017 году, 1,995 – в 2018 и 2,007 – в 2019. Доля этих расходов в бюджете, таким образом, возрастет с 12,2 до 12,6%;
  • расходы, на этом фоне выглядят не так весомо. Министерство образования может рассчитывать лишь на 568 миллиардов за 2017 год. В следующие два года эта цифра возрастет незначительно и оставит 589 и 586 миллиардов соответственно;
  • сфера здоровья также не вызывает у правительства особых опасений: в 2017 году на нее планируется выделить 377 миллиардов рублей, а в 2018 и 2019 годах – по 394 и 369 миллиардов рублей соответственно.

Медики и педагоги вряд ли могут надеяться на государственную поддержку

Анализ срытых расходов позволил сделать следующие выводы:

  • государственные расходы на так называемые «другие вопросы» возрастут в следующем году до 10% всей расходной части бюджета и составят 1,62 триллиона рублей, что превышает соответствующий показатель 2016 года;
  • подраздел, озаглавленный как «другие вопросы», с завидной регулярностью появляется в дюжине направлений, из которых стоит отметить 500 миллиардов рублей, запланированных на «отдельные субсидии» для компаний и организаций и «отдельные межбюджетные трансферты», выделяемые для региональных бюджетов;
  • 150 «тайных» миллиардов рублей будут выделены в рамках статьи «Национальная безопасность и правоохранительные органы»;
  • статьи, включающие «другие вопросы» и «скрытые расходы», в совокупности составляют около 24% всей расходной части российского бюджета.

О дефиците бюджета

Бюджет на три ближайших года запланирован как дефицитный. В 2017 году этот показатель будет исчисляться 2,74 триллионами рублей (3,2% от уровня ВВП). Причем правительство еще не приняло документ, но уже рассматривает возможные поправки к данной цифре – недавно Минфин предложил увеличить бюджетный дефицит до суммы в 3,03 триллиона рублей. По некоторым прогнозам экономистов данный показатель может достигнуть 3,26 триллионов, вплотную придвинувшись к отметке в 3,9% от уровня ВВП.

Такое значение станет самым крупным разрывом за последние шесть лет. Правительственные эксперты в один голос заявляют, что бюджетный дефицит вполне ожидаем и всему виной западные санкции, но они уверены, что все проблемы могут быть преодолены благодаря нахождению дополнительных источников дохода. Прежде всего, финансисты надеются на некие новые военные контракты, способные урегулировать бюджетный дефицит. При этом стоит привести слова, высказанные по данному поводу Владимиром Путиным.

Президент обмолвился, что принимать трехлетний бюджет в текущих экономических условиях, может, и рано, однако он поддерживает здоровый оптимизм государственных финансистов. При этом, если сравнить доходы и расходы, становится ясно, что в сравнении с бюджетом 2016 года доход, запланированный на 2019 год, должен увеличиться практически на 1,4 триллиона рублей, а расход – сократиться на 670 миллиардов в национальной валюте.


В 2017 году дефицит бюджета может составить рекордные 3,9% от ВВП

Стоит также учесть и высокую расходную базу текущего года. На финишной прямой, на которую уже вышел бюджет-2016, Министерство финансов решило повысить статьи расходов с 16,1 триллиона рублей до 16,4 триллионов. Если учесть еще и тот факт, что в сводной бюджетной росписи ожидаются изменения, которые не будут проведены через законодательные поправки, то итог может достичь суммы в 16,63 триллиона рублей.

В будущее финансисты смотрят оптимистичнее, предполагая, что уже в 2018 году страна может выйти на показатель дефицита, равный 2,2% ВВП, а до конца 2019 года сократит его до 1,2%. При этом эксперты аналитического агентства Fitch говорят, что Россия до сих пор не преодолела сырьевую зависимость, а нестабильные нефтяные котировки, которые пока что имеют характерный тренд к снижению, могут больно ударить по наполняемости бюджета.

Госдолг Российской Федерации

Как уже было сказано, государственные финансисты планируют повысить уровень заимствований, чтобы покрыть бюджетный дефицит. Предположительно, в основном это будут внутренние займы, которые составят:

  • 1,88 триллионов рублей в 2017 году, что в два раза выше заимствований 2016 года;
  • в 2018 году внутренние облигации госзайма должны будут дать еще 1,6 триллионов рублей;
  • в 2019 году - 1,7 триллиона в национальной валюте.

Кроме этого, стоит учесть, что в 2017 году подойдет срок погашения облигаций, суммарная стоимость которых составляет 829 миллиардов рублей. Возможно, сумма размещенных облигаций федерального займа составит 1,9 триллиона рублей. При этом Антон Силуанов отметил, что получать займы от внутренних инвесторов нужно с долей осторожности, чтобы они не потребовали от правительства краткосрочных облигаций по высоким ставкам.

Стоит отметить, что изменение источников финансирования дефицита не случайно. В 2017 году из Резервного фонда планируют взять 1,15 триллиона, а это значит, что данный источник будет полностью исчерпан. Поговаривают, что при необходимости правительство обратится к деньгам из Фонда национального благосостояния. Согласно планам Минфина, данный источник должен будет дать 660 млрд. р. в 2017 году и 1,14 трлн. – в 2018. Что касается возможного пополнения данных фондов, то оно не запланировано до 1.02.2020 года.


Ради уменьшения дефицита бюджета будет подниматься объем заимствований

Планка заимствований на внешних рынках резко опускается. Из внешних источников планируют привлечь не более 7 миллиардов долларов США в 2017 году, а в последующие два – еще по 3 миллиарда долларов, что отвечает уровню докризисных лет. Комментируя этот факт, Антон Силуанов отметил, что страна могла бы провести год и без внешнего заимствования, но правительству следует поддержать уровень ликвидности своих евробондов.

В 2017 году главное финансовое учреждение страны просто проведет рефинансирование по истекающим долгам. Согласно плану, в 2017 году Россия должна будет выкупить ценных бумаг на 7,3 млрд. у.е. Сразу отметим: многие эксперты считают, что главный финансист России лукавит. От внешних займов страна откажется не потому, что они ей не нужны, а вследствие продолжающегося действия санкций, которые касаются в том числе сферы кредитования.

Объем совокупного долга РФ к началу 2020 возрастет, достигнув отметки в 16,6 трлн. р. (16,8% ВВП), что превышает уровень 2016 года на 1,8%. В ближайшие три года общий объем госдолга сохранится на безопасном уровне. Хотя некоторых экономистов пугает сопоставление цифр внешнего государственного долга, который исчисляется 55 миллиардами долларов США, суммой внутренней задолженности (почти 9 миллиардов рублей) и суммой денежных резервов, оцениваемых в 5,5 миллиардов рублей.

Бюджетный вопрос и Чечня

Запланированный бюджет, направленный на экономию средств, уже вызвал недовольство в некоторых регионах. Напомним, что после того как проект был опубликован, недовольство сокращением финансирования Чечни через социальную сеть Instagram высказал Рамзан Кадыров, занимающий пост главы данной республики. Кремль отреагировал на это заявление при помощи Дмитрия Пескова, который является пресс-секретарем президента РФ.

В своем заявлении Песков отметил, что экономика страны характеризуется сложностями, которые имеют отношение не только к федерации в целом, но касаются и её отдельных регионов. Президентский спикер акцентировал внимание на том, что глава страны предвидел возникновение дискуссионных моментов, но прения стоит перенести в нижнюю палату Думы. Правительство не может руководствоваться недовольством отдельных федеративных субъектов - оно учитывает интересы всей страны, несмотря на критику из регионов.


Рамзан Кадыров высказал неудовольствие скудным финансированием Чечни

Не так давно Кадыров высказался, что если в предыдущие периоды власти республики Чечня учитывали политику тотальной экономии бюджета, то сегодня он вынужден высказать критику в адрес бюджетного проекта. Кадыров напомнил, что республика давно не получает средств в рамках федеральной целевой программы, касающейся восстановления экономической и социальной сферы Чечни. Сокращение чеченского бюджета не даст республиканской экономике развиваться и негативно скажется на социальных обязательствах.

Тем не менее, нельзя обойти вниманием тот факт, что за годы руководства Рамзана Кадырова Чечня получила из федеративного бюджета субсидирования и дотирования на сумму 540 млрд. р., замыкая тройку российских дотационных лидеров (первые два места занимают Дагестан и Якутия). Бюджет Чечни и так на 80-87% формируется за счет отчислений из общероссийского бюджета. Причем, согласно словам Натальи Зубаревич, директора региональной программы Независимого института соцполитики, значительную часть поступающих средств Грозный распределяет совершенно непрозрачным образом.

Однако при весьма солидном объеме дотаций республика все равно умудряется занимать среди субъектов РФ 4 место по показателю уровня безработицы. Более того, 53% всего незанятого населения составляют мужчины, пребывающие в трудоспособном возрасте. При этом уровень денежных доходов населения республики стабильно возрастает, однако большая их часть скромно записывается под статьей не «зарплата», а «другие доходы».

Выводы и прогнозы

В целом, бюджет можно смело назвать консервативным. По крайней мере, никаких кардинальных мер по решению он точно не предусматривает, так что, по сути, Россия будет и дальше проедать оставшиеся резервы. Государственные финансисты говорят, что бюджет на 2017-2019 годы еще будет корректироваться, причем проделывать это придется ежегодно. Обострения внешних рисков для экономики страны специалисты не прогнозируют, но говорят о возможности обострения внутренних рисков.


Во многом состоятельность бюджета РФ зависит от нефтяного рынка

Виной всему уже упомянутые цены на нефть. Кроме того, Россию ждут выборы президента, а это, по словам Минфина, не дает возможности заранее спланировать расходы. Хотя немного непонятно, почему расходы на выборы нельзя просчитать и заложить в будущий бюджет заблаговременно. Тем не менее, россиян уверяют в том, что все будет хорошо: инфляционные ожидания понизятся практически в 3 раза при росте ВВП на 2,4% уже к концу 2018 года. Впрочем, и эти заявления вызывают у экономистов известную долю скепсиса.

Накаленная мировая политическая ситуация заставляет граждан задумываться о будущем. Россия переживает не лучшие времена. Экономика, можно сказать, перерождается заново, и это влечет неизбежность издержек в виде дефицита федерального бюджета. Народ чувствует себя не стабильно, а потому уже сейчас задается вопросом: каков бюджет России на 2017 год в цифрах ?

При подготовке бюджета учитываются важные факторы. Это нефтегазовая составляющая, общая мировая обстановка. Закладывая статьи на будущий трехлетний период, власти также уделили внимание существующим санкциям иностранных государств против нашей страны и ответным мерам России на них.

Закон, определявший бюджет на 2016 год стал новшеством, потому как традиционно бюджет определяется на следующий год и планово – еще на 2 года. Но в виду отсутствия четких прогнозов и постоянных перемен (не всегда в лучшую сторону), правительство не рискнуло брать на себя ответственность прогнозировать на 3 года вперед.

Однако в 2016 году власти, судя по всему, настроены оптимистично, ведь уже в ближайшие недели будет и заложены средства на 2018 и 2019 годы. Действовать федеральный закон начнет с 01 января 2017 года.

Итак, согласно проекту федерального закона, доходы государства составят 13,4 триллиона рублей. Расходы, в свою очередь, 16,2 триллиона. О чем говорят эти цифры? Да, денег государству не хватает . Номинально это практически цифры 2016 года. Конечно, имеет значение и инфляция, с ее учетом доход, по сравнению с предыдущим годом, сократится. По прогнозам Министерства финансов, государство в силах сократить расходы и увеличить доходную составляющую. Прогнозы достаточно хорошие: если дефицит бюджета России на 2017 год составит 2.8 млрд, то в 2018 – 2 млрд, а в 2019 году будет равняться 1.1 млрд. рублей

Бюджет в сфере ЖКХ стремительно сокращается: в 2017 году этой сфере планируется выделить 58 млрд рублей, а в 2018 лишь 28,8 млрд рублей.

Бюджет МВД России на 2017 год составит почти 1968 млрд рублей, это 12,2% доли общих расходов. Однако, это ведомство ждут существенные изменения, в первую очередь, они касаются кадрового наполнения. Ужесточаются требования не только к профессиональным качествам , но большую роль теперь играет морально-психологические аспекты личности отдельно взятого работника. Эти критерии введены отчасти и как условия для сокращения штатных единиц. К октябрю 2017 года может уменьшиться почти на 10%. Это значит, что 100 тысяч сотрудников останутся без работы. Нововведения мало коснутся сотрудников, работающих “на местах”, непосредственно с населением (участковые, например). Доля их сокращений составит не более 2%. Оставшихся в рядах МВД ожидают приятные бонусы – прибавка 5% к зарплате.

Уже с 2015 года Россия обозначила прямой курс на поддержку и укрепление национальной обороны. Военный бюджет России в 2017 году составит 2840 млрд в 2017 году. Это на 6% меньше, чем в 2016, с учетом инфляции. Стоит отметить существование в бюджете так называемых закрытых, секретных статей. В сфере обороны под такую статью запланировано 800 млрд. Есть мнения, что эти деньги пойдут на досрочное исполнение обязательств по кредитам оборонных предприятий с целью экономии процентов.

Социальная сфера

Последние новости о бюджете России на 2017 год , касающиеся расходной части, отвечающей за улучшение жизни граждан таковы:расходы на социальную сферу составят более 30% общего бюджета, а это 5080 млрд рублей в 2017 году. Более 4000 млрд рублей направлено на программу “Социальная поддержка граждан”. и, наконец, 10 трлн рублей определены на развитие пенсионной системы.

Власти отмечают необходимость пересмотра всех программ, кроме социальных, с целью выявления наиболее приоритетных проектов. В 2017 году планируется реализация 40 федеральных целевых программ. Те программы, которые не попадут под финансирование, будут ожидать своей очереди. Некоторые программы упразднят, но даже в столь сложных условиях планируется запуск 2-3 новых.

Правительство в процессе утверждения бюджета опиралось на тезис о том, что поиск новых возможностей дополнительного финансирования – не та задача, которая актуальна для предстоящей трехлетки. Приоритетным является запуск резервных возможностей государства. Другими словами, следует исходить из того, чем мы владеем, какие ресурсы есть у России для выравнивания экономики в нынешних условиях.

В целом, эксперты говорят о сохранении негативной экономической ситуации в 2017 году. Однако присутствует и стремление государства комплексно разрабатывать программу выхода из кризиса, улучшения социальной обстановки. Это дает народу веру в наступление лучшего времени и надежду на то, что финансовый курс был выбран верно.

Правительство возвращается к трехлетнему циклу бюджетирования, что позволит устранить структурные дисбалансы. Бюджет России на 2017 год отражает в цифрах стремление чиновников перейти на режим строгой экономии. При этом в правительстве не прогнозируют значительного подорожания нефти, а дефицит бюджета сохраняется на высоком уровне.

Бюджет России на 2017 год в цифрах

Переход на трехлетний бюджетный цикл позволит устранить существующие дисбалансы, уверены представители Минфина. До этого федеральный бюджет разрабатывался на каждый год, что приводило к негативным последствиям в условиях падения экономики. Дефицит бюджета текущего года достигнет 3,9%, что является максимальным значением за последние 6 лет. Основная задача Минфина – до 2019 года снизить дефицит до 1,2%.

Эксперты подчеркивают, что переход к трехлетнему циклу свидетельствует о преодолении острой фазы кризиса. В нынешних условиях представители экономического блока могут планировать развитие ситуации в среднесрочной перспективе, что позволяет задействовать большее количество инструментов для стабилизации положения.

Ключевым прогнозным параметром, который влияет на бюджет 2017 года, является стоимость нефти. Чиновники заложили достаточно консервативный прогноз цен на нефть – 40 долл./барр. Если нефтяные котировки поднимутся выше, то правительство получит дополнительный источник финансирования, с помощью которого будет наполняться Резервный фонд.

Доходная часть бюджета на 2017 год остается без существенных изменений – 13,44 трлн руб. (против 13,37 в 2016 году). С учетом текущего темпа инфляции, реальные поступления в бюджет продолжают сокращаться. Изменение данного тренда ожидается только в 2019 году.

В Минфине подчеркивают, что налоговая нагрузка на бизнес в среднесрочной перспективе не будет увеличиваться. Более того, чиновники допускают снижение налогового бремени, что будет стимулировать развитие предпринимательства.

Наиболее острым вопросом остается необходимое сокращение расходов. Несмотря на все попытки чиновников, затратная часть будущего бюджета продолжает существенно опережать планируемые поступления.

Дефицитные расходы: резервы на исходе

Суммарные расходы бюджета следующего года достигают 16,18 трлн руб. Дефицит бюджета России 2017 года ожидается на уровне 3,16% (2,74 трлн руб.). По сравнению с абсолютным дефицитом текущего года, данный показатель сократится на 16%, подчеркивают в Минфине.

Структура расходной части остается без существенных изменений – основными статьями затрат остаются социальная сфера (31,4%) и национальная безопасность и оборона (29,8%). При этом доли затрат на здравоохранение и образование составят соответственно всего 2,3% и 3,5%. Доля засекреченных расходов составит около 18%, что значительно меньше показателей 2016 года (22%).

Для финансирования дефицита бюджета России на 2017 год будет использоваться насколько источников. В первую очередь в Минфине планируют увеличить внутренние заимствования, что поможет снять излишнюю нагрузку с резервных фондов. Ежегодно будет заниматься на внутреннем рынке более 1 трлн руб., что вдвое превышает темпы заимствований текущего года. Кроме того, в будущем году Минфину предстоит погасить госбумаги на сумму 829 млрд руб.

Резервный фонд в следующем году «похудеет» еще на 1,15 трлн руб. В результате данный источник финансирования будет полностью исчерпан. Еще 660 млрд руб. чиновники планируют привлечь из средств ФНБ. В последующие годы темпы расходования запасов ФНБ будут увеличиваться.

Перемены откладываются

Структура отечественного бюджета остается без существенных изменений, что свидетельствует о нежелании властей решать накопившиеся проблемы, считают эксперты. Основными статьями расходов остаются социальная сфера и оборона, что фактически является бюджетом «проедания». При этом в правительстве постоянно откладывают запуск пенсионной реформы, которая помогла бы сбалансировать ситуацию.

Несмотря на значительный запас прочности, финансирование дефицита бюджета превращается в серьезную проблему. За время кризиса РФ полностью истощила существующие резервы. Будущая приватизация и рост внутреннего долга позволит решить вопрос в краткосрочной перспективе, однако новый обвал цен на нефть может спровоцировать структурный кризис.

Чтобы снизить зависимость российской экономики от внешних факторов, необходимо внести изменения в действующую экономическую модель. В том числе потребуется пройти болезненный период сокращения доли социальных расходов. Сэкономленные ресурсы нужно направить на инвестиции и развитие инфраструктурных проектов, что создаст новые факторы экономического роста.

Бюджет России на 2017 год остается дефицитным. Расходная часть превышает доходы на 2,74 трлн руб., что приведет к дальнейшему истощению резервных фондов и росту внутренней задолженности.

Основными статьями затрат остаются социальная сфера и оборона, что свидетельствует о консервации существующих проблем. В результате российская экономика останется привязанной к динамике нефтяных котировок.

В пятницу, 9 декабря, Государственная дума приняла в третьем окончательном чтении проект федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов. Спикер Госдумы Вячеслав Володин назвал его "оптимальным, но жестким". 99 из 414 голосовавших депутатов высказались против принятия госбюджета. В чем заключается спорность документа и каковы его основные параметры, выясняла DW.

Дефицит сохранится. Резервный фонд будет исчерпан

Согласно принятому закону, доходы бюджета в 2017 году составят 13,5 трлн рублей, расходы - 16,2 трлн рублей. Дефицит, таким образом, прогнозируется на уровне 2,8 трлн. Финансировать его предполагается за счет средств Резервного фонда, который, как ожидается, будет исчерпан уже в следующем году, а также за счет Фонда национального благосостояния - в нем к концу 2017 года останется 4,2 трлн рублей.

Ожидается, что ВВП будет расти: с 0,6% в 2017 году до 1,7% в 2018-м и 2,1% в 2019-м. Инфляция в ближайшие три года прогнозируется на уровне 4%. Курс доллара к рублю, на который предлагается опираться, составит 67,5 рубля за доллар в 2017 году и затем будет повышаться - до 68,7 в 2018-м и 71,1 рубля в 2019 году. Депутаты заложили в бюджет цену на нефть в размере 40 долларов за баррель. При этом МВФ дает на 2017 год прогноз в 50,6 долларов за баррель с последующим ростом, а Всемирный банк - 55,2 доллара.

Тем не менее эксперты позитивно оценили консервативность подхода законодателей. Как отмечается в заключении Института экономической политики имени Гайдара и РАНХиГС на проект бюджета, "учитывая существующие риски и факторы неопределенности, консервативный подход при формировании доходной части федерального бюджета представляется оправданным".

Более трети всех расходов - по оборонным и секретным статьям

Бюджет предполагает, что оборонные и секретные расходы (в основном приходятся на раздел "Национальная оборона", а также на разделы "Национальная экономика", "Здравоохранение", подразделы "Дошкольное образование", "Периодическая печать" и другие) в следующем году будут снижены более чем на 20%. Военные расходы - до 2,836 трлн, секретные - до 2,771 трлн рублей. В совокупности расходы на эти статьи более чем в 15 раз превышают расходы на здравоохранение и почти в 10 раз - на образование.

Как говорится в заключении Института Гайдара и РАНХиГС, "среди стран, не находящихся в состоянии войны, Россия - один из рекордсменов по величине расходов на оборону". Так, по подсчетам экспертов, если доля оборонных затрат в российском бюджете составляет почти четверть всех расходов, то в США, имеющих колоссальный военный бюджет, эта доля составляет всего 15%, а в ФРГ - 11%.

Также у экспертов вызывает критику избыточное число секретных статей, создающих непрозрачность бюджета. "Доля закрытых расходов более чем на порядок превосходит аналогичные показатели государственных финансов в развитых странах", - отмечают авторы заключения. По их словам, это противоречит закону "О гостайне", допускающему секретность лишь для расходов бюджета в области разведки, оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму.

На образование и здравоохранение потратят всего 5,8% всех расходов

Расходы на образование в следующем году вырастут на 2% - до 568,5 млрд рублей. При этом больше всего - на 29,5% - увеличатся траты по статье "молодежная политика", которые составят 2,3 млрд. А вот на дошкольное образование ассигнования сократятся на 45,2% - до 3,2 млрд, на общее образование их урезали на 38,3% - до 17,7 млрд. Самая затратная статья - высшее образование. По ней расходы увеличатся на 3,2% - до 497,3 млрд.

Здравоохранение получит из федеральной казны в 2017 году почти на четверть меньше средств, чем в нынешнем году - всего 364 млрд рублей. Как отмечают эксперты Института имени Гайдара и РАНХиГС, "относительная величина госрасходов на здравоохранение в России значительно ниже, чем в развитых странах, и не соответствует реальному уровню экономического развития страны".

Социальные расходы растут, уровень бедности не снижается

На социальную политику в 2017 году будет выделено более 5 трлн рублей (на 28,2% больше, чем в 2016 году). При этом эксперты указывают на то, что резкий рост ассигнований не ведет в России к снижению уровня бедности в стране. С 2008 до 2015 года число бедных составляло 13,4% от всего населения, несмотря на то, что за эти годы расходы на социалку выросли более чем на 200%.

Контекст

Как пояснил DW завлабораторией бюджетной политики Института имени Гайдара Арсений Мамедов, проблема заключается в том, что выплаты носят недостаточно индивидуальный характер: "По-прежнему существует довольно много категориальных льгот, а адресная проверка нуждаемости проводится недостаточно. Большие суммы в итоге размазываются по всем получателям, при этом далеко не все из них реально нуждаются".

Производительные расходы сокращаются , развития нет

Одной из ключевых претензий, высказываемых экспертами в отношении принятого бюджета, является то, что он, по выражению депутата Алексея Журавлева, является "бюджетом терпения", а не развития. Одна из причин - сокращение так называемых производительных расходов более быстрыми темпами, чем непроизводительных.

К первым, по словам Арсения Мамедова, относятся расходы, которые ведут к ускорению темпов экономического роста. Это, главным образом, затраты на человеческие ресурсы (здравоохранение, образование и т.п.), а также инфраструктуру. К непроизводительным - остальные: на госуправление, оборону и т.д.

Кстати, расходы на инфраструктуру в ближайшие годы будут сокращаться, и особенно значительно - на транспорт. В номинальном выражении снижение год к году в 2017-м, 2018-м и 2019 годах составит 14%, 12% и 30% соответственно. По мнению аналитиков, это ставит под угрозу многие инфраструктурные проекты.

Руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Василий Колташов заявил DW, что, по его убеждению, российским властям в принципе не удастся решить экономические проблемы и перейти к росту при помощи повсеместного сокращения расходов. По его выражению, необходимо кардинальное изменение экономического вектора в сторону увеличения расходов и стимулирования за счет этого потребительского спроса и промышленного производства.

Смотрите также "Как Россия накапливала и расходовала свой Резервный фонд":

Введение.

Глава 1. Теоретическая сущность и функции бюджета.

1.1 Понятие и экономическая сущность бюджета.

1.2 Функции бюджета.

1.3 Бюджетная политика государства.

Глава 2. Анализ бюджетной системы и бюджета РФ на 2017 - 2019 годы.

2.1 Общая характеристика бюджетной системы РФ.

2.2 Классификация бюджетов в России.

2.3 Анализ бюджета РФ на 2017 - 2019 годы.

Заключение.

Список литературы.

Курсовая работа на тему: Бюджет России 2017-2019.

ВВЕДЕНИЕ

Бюджетная система государства выступает нейтральным звеном фи-нансовой системы любой страны и сердцевиной ее экономики. Бюд-жетная система связана со всеми сферами деятельности государства, и от ее сбалансированности зависит устойчивость и стабильность эко-номики страны.
Важнейшим направлением государственного регулирования эконо-мики выступает бюджетная политика, а бюджет является важнейшим инструментом экономического механизма страны. Как и другие эконо-мические инструменты, бюджет активно используется государством для решения социально-экономических проблем и задач.
Изучение бюджетной системы РФ — неотъемлемая составная часть современного экономического образования. Исследование Бюджетной системы РФ предполагает изучение её сущности, функций, принципов ее построения и развития, механизмов сбалан-сированности бюджетов, вопросов формирования доходов и финанси-рования расходов бюджетов и их планирования, межбюджетных отно-шений, основ бюджетного процесса и бюджетного контроля.
Экономическая ситуация в РФ, сложившаяся на данный момент, является предметом пристального внимания со стороны не только ведущих финансовых аналитиков, владельцев крупного бизнеса или мелких предпринимателей, но и простых граждан. Кризисные явления, которые сегодня наблюдаются во многих экономиках мира, в России усугубляются еще и тем, что в течение последних лет она испытывает на себе влияние западных санкций.
Правительственная точка зрения гласит, что этот факт не должен приводить россиян в уныние. Наоборот, санкции стоит рассматривать в качестве положительного явления, ведь длительная экономическая изоляция поможет развить собственное производство и усовершенствовать технологические достижения, что, в конечном итоге, обеспечит стране небывалый экономический подъем. Кстати, он уже прогнозируется в новом федеральном бюджете.
Цель данной работы - изучить бюджетную систему РФ по состоянию на 2017-й - плановые 2018-2019 годы.
Для достижения указанной цели будут решены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и сущность бюджета;
2. Изучить функции бюджета
3. Рассмотреть основные аспекты бюджетной политики.
4. Проанализировать бюджет РФ на 2017 года, а так же плановые 2018 и 2019 годы.
Курсовая работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Теоретическая сущность и функции бюджета

1.1 Понятие и экономическая сущность бюджета

Как известно, вмешательство государства в экономическую жизнь общества реализуется по двум направлениям: административному и экономическому. Наиболее эффективными по степени воздействия на социально-экономические процессы являются экономические методы, среди которых в наибольшей мерераспространены бюджетные методы, связанные с использованием системы государственных расходов, и налоги. Бюджет является важнейшей составной частью экономического механизма страны. Одновременно это и рычаг, с помощью которого государство воздействует на весь процесс производства и распределения.
Финансовой основой социально-экономического развития любого государства являются многочисленные фонды денежных средств и, прежде всего, централизованный в руках органов власти фонд денежных средств — государственный бюджет. Бюджет выступает ведущим звеном финансовой системы страны. Бюджет необходим каждому государству для выполнения многообразных экономических, социальных, политических, культурных и иных функций.
С помощью бюджета органы государственной власти и местного самоуправления получают финансовые ресурсы для содержания своего аппарата, армии, реализации экономических задач, осуществления социальных мероприятий и т.д.
Бюджет представляет собой сложное явление. Он одновременно касается и экономики, и финансов, и права и политики. Эта многосторонность бюджета обусловила трудности исследования государственного бюджета и определения самого понятия бюджета на всех этапах развития финансовой науки. Очень распространенным было определение бюджета как росписи доходов и расходов. При этом «бюджет» — более широкое понятие и нельзя его сводить только к росписи. Бюджет определяет общие нормы составления и утверждения финансового плана, а роспись представляет собой финансовый план на данный период.
В экономической литературе встречаются различные определения бюджета. Он используется для обозначения различных по своей природе определяемых объектов. Например, профессор В.Д. Фетисов в своем учебнике «Бюджетная система РФ» дает следующее определение: «Бюджет выражает планомерные отношения между экономическими субъектами по поводу формирования и использования денежных средств различных экономических субъектов». В учебнике «Бюджетная система РФ» A.M. Година, И.С. Максимовой и И.В. Подпориной дается следующее определение: «Бюджет представляет собой систему финансовых отношений по поводу образования, распределения и расходования денежных ресурсов, необходимых для обеспечения функций органов государственной власти по предоставлению ими государственных услуг населению страны». Академик Б.А. Райзберг в учебнике «Экономика и управление» говорит, что бюджет — это смета денежных доходов и расходов на определенный срок, обычно на год, имеющая официальную силу. В толковом словаре СИ. Ожегова сказано, что бюджет — это роспись доходов и расходов государства, предприятия или отдельного лица на определенный срок.
Во всех этих определениях рассматривается лишь одна определенная сторона бюджета:
. «форма образования и расходования денежных средств»;
. «основной централизованный фонд денежных средств»;
. «совокупность денежных отношений»;
. «основной финансовый план» и т.д.
Бюджетный кодекс РФ (ст. 6) дает следующее определение бюджета.
Бюджет — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
При этом и это определение не отражает всех сторон бюджета.
Так как бюджет представляет собой многогранную категорию, то целесообразным представляется его рассмотрение с различных сторон.
С материальной тонки зрения бюджет представляет собой централизованный в масштабах государства или отдельного административно-территориального образования фонд денежных средств, находящийся в распоряжении соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Таким образом, в материальном понимании бюджет—это определенная сумма денег, находящаяся в фонде финансовых ресурсов, находящемся в руках определенных органов власти.
С экономической точки зрения бюджет — это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств. Эти отношения носят двусторонний характер, так как возникают между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны, как в процессе формирования централизованного денежного фонда с помощью налогов и иных платежей, так и в процессе использования этого фонда на финансовое обеспечение различных функций органов власти всех уровней.
С юридической точки зрения бюджет — основной финансовый план государства либо административно-территориального образования, утверждаемыи соответствующими представительными органами власти в форме закона или иного нормативно-правового акта.
Бюджет возник с появлением государства. При этом только с приходом к власти буржуазии бюджет приобрел форму документа, утверждаемого законодательным органом страны. Родоначальником бюджета и процесса его утверждения считается Англия, где после буржуазной революции 1686—1689 гг. король был вынужден отказаться от права устанавливать доходы и расходы без согласия парламента.
«Бюджет» — слово английского происхождения, которое означает «мешок». Когда палата обшин Англии в XVI—XVIIвв. утверждала субсидию королю на предстоящий год, то в конце заседания канцлер казначейства (министр финансов) открывал свой портфель, в котором хранилась бумага с соответствующим законопроектом. Эта процедура называлась открытием бюджета, а позднее название портфеля было перенесено и на сам документ. С конца XVIIв. бюджетом стал называться и тот документ, который заключал в себе утверждаемый парламентом план доходов и расходов государства.
В России первая роспись государственных доходов и расходов была составлена в 1722 г. на следующий, 1723 год. С 1802 г. эти росписи стали составляться ежегодно, однако лишь с 1811 г. начинается составление бюджета России. При этом этот бюджет носил формальный характер, так как каждое министерство распоряжалось выделенными ему средствами бесконтрольно и имело свои собственные источники доходов. Только с 1862 г. в результате разработки бюджетного устройства средства министерств стали концентрироваться в руках государства по принципу единства кассы. Государственный бюджет России не публиковался и держался в строгой тайне. Даже члены Государственного совета не знали фактического состояния финансов империи. С 1894 г. государственные расходы России стали делиться на обыкновенные и чрезвычайные. Последние включали военные расходы, расходы на содержание железных дорог и займы. С этого момента бюджет России стал гласным.
Таким образом, бюджет — это основной финансовый план государства , центральное звено финансовой системы. Его главное предназначение заключается в создании финансовых условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач, формирования социальной политики государства и т.д.
Формирование и использование бюджета имеет ряд отличительных черт.
Во-первых :, составление и исполнение бюджета имеет ярко выраженный балансовый характер.
Балансовый метод разработки планов является важнейшим методом установления пропорций в народном хозяйстве. Балансовый метод формирования бюджета позволяет установить необходимые соотношения между объемом денежных доходов и величиной расходов. Текущий контроль за исполнением бюджета позволяет делать выводы о необходимости изменения тех или иных пропорций в плане поиска дополнительных источников доходов либо сокращения тех или иных расходов.
Во-вторых, перераспределительный характер бюджета. С помощью бюджета происходит перераспределение ВВП и национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, различными отраслями народного хозяйства, субъектами РФ, отдельными категориями граждан.
В-третьих, народнохозяйственный характер бюджета. Бюджет связан со всеми отраслями народного хозяйства, а отрасли, в свою очередь, связаны с бюджетом как по поводу формирования бюджетных доходов за счет перечисления налогов и иных платежей, так и по поводу финансирования данных отраслей за счет средств бюджета.

1.2 Функции бюджета

Важно понимать, что экономическая сущность бюджета, как и прочих экономических категорий, находит свое отражение в его функциях.

Функции бюджета

Различные учёные-экономисты выделяют разные функции бюджета, однако все они сводятся к трём ключевым:
. распределительной;
. контрольной;
. регулирующей.
С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение и перераспределение средств между производственной и непроизводственной сферами, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.
Содержание данной функции проявляется в процессе реализации двух сторон бюджетных отношений:
. формирование доходов бюджета;
. использование бюджетных средств (расходов бюджета).
В процессе формирования бюджетных доходов происходит принудительное изъятие в пользу государства части валового внутреннего продукта, созданного в процессе общественного воспроизводства. На данной стадии возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками.
С помощью бюджетных расходов финансируются бюджетополучатели — то есть организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями средств бюджета.
Кроме того, за счет бюджетных средств происходит перераспределение денежных ресурсов по уровням бюджетной системы через межбюджетные трансферты в форме дотаций, субсидий, субвенций.
С помощью распределительной функции осуществляется распределение новой стоимости (на микроуровне) и перераспределение этой стоимости (на макроуровне).
Весь распределительный процесс условно делится на две стадии:
. первичное распределение. При первичном распределении на микроуровне возникают основные или первичные доходы (прибыль предприятий, амортизационный фонд, доходы работающих). Формирование первичных доходов материального производства — это начальный этап распределения, поскольку распределение национального дохода (НД) не ограничивается лишь его распределением между теми, кто его создавал, то есть среди участников материального производства. Первичное распределение продолжается на макроуровне и обеспечивает создание вторичных или производных доходов;
. вторичное (последующее) распределение. При вторичном распределении образуются доходы предприятий и работников сферы нематериального производства: доходы регионов, муниципальных образований, предприятий, организаций, граждан, посредством изъятия части созданных в сфере материального производства доходов и направления их в другие сферы (перераспределение НД).
Необходимость перераспределения национального дохода связана :





. с межотраслевым и межтерриториальным перераспределением в интересах в наибольшей мереэффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий;
. с наличием двух сфер — производственной и непроизводственной (просвещение, здравоохранение, управление, оборона, где не создается НД);
. с существованием различных социальных групп населения (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, одиноких матерей, многодетных семей и т.п.).
Централизуемые в бюджетном фонде денежные средства с помощью налогов и иных обязательных платежей юридических и физических лиц в соответствии с проводимой государством социально-экономической политикой перераспределяются как в сферу материального производства, являющуюся основой народного хозяйства и источником формирования ВВП и национального дохода, так и в непроизводственную сферу, находящуюся на содержании государства.
Непроизводственная сфера не участвует в создании национального дохода страны, но является его активным потребителем. Из бюджета выделяются средства на заработную плату работникам данных отраслей, на содержание учреждений непроизводственной сферы (образования, здравоохранения, культуры и т.д.) и т.д.
Контрольная функция бюджета выражается и в том, что, будучи связанным с народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов, текущие тенденции развития экономики. Поступление средств в бюджет и их использование демонстрирует как успехи, так и недостатки в сферах производства и обращения. Это позволяет вовремя предупредить появление диспропорций в развитии народного хозяйства.
Регулирующая (стимулирующая) функция бюджета проявляется непосредственно через налоговые доходы и расходы бюджетов. То есть налоговые доходы и бюджетные расходы выступают в качестве инструмента регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышая эффективность производства, стимулируя в первую очередь в наибольшей мереважные отрасли народного хозяйства: атомную энергетику, машиностроение, агропромышленный комплекс, жилищное строительство.
Регулирующая роль бюджета как инструмента воздействия на социально-экономическое развитие территорий — одна из важнейших функций, присущих бюджету, так как с помощью различных инструментов и возможностей, предоставляемых бюджетом, решаются важнейшие социальные и экономические задачи, стоящие перед государством.
С помощью бюджетного механизма можно практически использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулирования производственных и социальных процессов. Благодаря бюджетному перераспределению национального дохода происходит совершенствование структуры общественного производства. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования денежными средствами, поступающими в распоряжение государства, что позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства.
В отличие от бюджетных доходов, которые не всегда выступают в роли экономических стимулов, бюджетные расходы всегда обладают этим качеством. Через них происходит выбор в наибольшей мерепрогрессивных направлений бюджетного финансирования, бюджетные средства используются для совершенствования отраслевой и территориальной структуры общественного производства, для первоочередного развития приоритетных отраслей. Средства бюджета должны, прежде всего, направляться на финансирование структурной перестройки экономики, комплексных целевых программ, наращивание научно-технического потенциала, ускорение социального развития и социальную защиту наименее обеспеченных слоев населения. Важное значение для повышения эффективности общественного производства играет достижение оптимальной структуры народного хозяйства, для чего необходимы финансовые ресурсы.

1.3 Бюджетная политика государства

Политика означает искусство управления государством. В широком смысле политика — это концепция специальной деятельности по защите и реализации интересов одних субъектов в противовес интересам других, в узком смысле — это совокупность мероприятий, деятельность субъекта по достижению определенных целей.
Любая политика — это отношения минимум двух субъектов по поводу зашиты и реализации собственных интересов относительно какого-либо объекта. Государственная политика — это совокупность социально-экономических, политических, военных и иных мероприятий по поводу зашиты и реализации государственных интересов, устройства системы общественного правопорядка.
Основу политики любого государства составляет социально-экономическая политика, связанная с распределением и перераспределением жизненных ценностей одних субъектов в пользу других. Главное звено социально-экономической политики образует финансовая политика, охватывающая отношения по поводу денежной системы страны, доходов и расходов государства, страхования и т.д.
В составе финансовой политики государства выделяют бюджетную политику, которая обеспечивает изъятие и целенаправленное использование денежных средств.
Бюджетная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по определению основных задач и качественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом.
Бюджетная политика является одним из основных направлений экономической политики государства и одним из в наибольшей мереактивных инструментов регулирования макроэкономических пропорций.
Составными частями бюджетной политики являются налоговая и инвестиционная политика. Через их взаимодействие строится политика государственного воздействия (регулирования) на социально-экономическое положение страны, состояние и развитие экономики.
Наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом. Следовательно, эффективность всей бюджетной политики может быть оценена исходя из результативности органов власти в данных направлениях.
В качестве критериев эффективности бюджетной политики используются следующие показатели:
. уровень собираемости бюджетных доходов;
. уровень выполнения бюджетных обязательств;
. величина бюджетного дефицита и темпы роста государственного долга;
. объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;
. динамика ВВП;
. уровень безработицы;
. степень выполнения законодательных актов о бюджете;
. величина валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита и др.
Бюджетная политика государства на очередной финансовый год определяется в ежегодном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ.
В Послании Президента РФ Федеральному собранию РФ 3 декабря 2015 г. определены основные ориентиры бюджетной политики государства на 2016 год. Первоочередной задачей определено достижение сбалансированности бюджета, так как это является важнейшим условием макроэкономической устойчивости и финансовой независимости страны. По итогам исполнения федерального бюджета за 2016 год его дефицит не должен превышать трех процентов.
Бюджетное планирование, каждый бюджетный цикл надо начинать с четкой фиксации приоритетов, необходимо вернуть определяющую роль госпрограмм в этом процессе. Следует существенно ужесточить контроль за движением государственных средств, включая федеральные и региональные субсидии предприятиям промышленности и сельского хозяйства.

Глава 2. Анализ бюджетной системы и бюджета РФ на 2017 - 2019 годы

2.1 Общая характеристика бюджетной системы РФ

Бюджетная система государства — это совокупность всех видов бюд-жетов, функционирующих в стране.
Бюджетный кодекс РФ (ст. 6) определяет бюджетную систему РФ как основанную на экономических отношениях и государственном устрой-стве РФ, регулируемую законодательством РФ совокупность федераль-ного бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Рис.1 . Состав бюджетной системы Российской Федерации


Бюджетное устройство РФ определяется ее государственным феде-ративным устройством и закреплено Конституцией РФ. В соответствии сост. 1 Конституции РФ «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».
В соответствии со ст. 10 Бюджетного кодекса РФ бюджетная систе-ма России включает в себя следующие уровни:
1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
2) бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты террито-риальных государственных внебюджетных фондов;
3) местные бюджеты, в том числе:
. бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты вну-тригородских муниципальных образований городов федерального зна-чения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
. бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутриго-родских районов.
В соответствии с Федеральным законом от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в ред. от 3.07.2016 г.):
Сельское поселение — это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, де-ревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пун-ктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного са-моуправления.
Городское поселение — это город или поселок, в которых местное са-моуправление осуществляется населением непосредственно и (или) че-рез выборные и иные органы местного самоуправления.
Муниципальный район — это несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных обшей территорией, в гра-ницах которой местное самоуправление осуществляется в целях реше-ния вопросов местного значения межпоселенческого характера населе-нием непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государствен-ные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления фе-деральными законами и законами субъектов РФ.
Городской округ — это городское поселение, которое не входит в со-став муниципального района и органы местного самоуправления кото-рого осуществляют полномочия по решению установленных вопросов местного значения и вопросов местного значения муниципального рай-она, а также могут осуществлять отдельные государственные полномо-чия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.
Городской округ с внутригородским делением — это городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муници-пальные образования.
Внутригородской район — это внутригородское муниципальное об-разование на части территории городского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляет-ся населением непосредственно и (или) через выборные и иные орга-ны местного самоуправления. Критерии для деления городских округов с внутригородским делением на внутригородские районы устанавлива-ются законами субъекта Российской Федерации и уставом городского округа с внутригородским делением.
Внутригородская территория (внутригородскоемуниципальное образо-вание) города федерального значения — часть территори и города федераль-ного значения, в границах которой местное самоуправление осуществ-ляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные ор-ганы местного самоуправления.
Каждый из этих бюджетов служит финансовой базой для деятель-ности соответствующих государственных или местных органов власти.
Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, то есть бюджеты субъектов РФ не вклю-чаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в ре-гиональные бюджеты.

2.2 Действующая классификация бюджетов в Россиии их структура

Законодательством РФ принята правовая форма бюджетов РФ в за-висимости от бюджетного уровня. Статья 11 Бюджетного кодекса РФ закрепляет правовую форму бюджетов каждого уровня.
Федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджет-ных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных за-конов, бюджеты субъектов РФ разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утвержда-ются в форме правовых актов законодательных органов местного само-управления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований. Как правило, местные бюджеты утверждаются в форме решений местных представительных органов — советов депутатов му-ниципальных образований.
Бюджетный кодекс РФ выделяет понятие консолидированного бюд-жета РФ, консолидированных бюджетов субъектов РФ и консолидиро-ванного бюджета муниципального района.
Консолидированный бюджет РФ представляет собой совокупность федерального бюджета РФ и свод консолидированных бюджетов субъ-ектов РФ.
Консолидированный бюджет субъекта РФ представляет собой бюд-жет самого субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образова-ний, находящихся на его территории (без учета межбюджетных транс-фертов между ними).
Например, консолидированный бюджет Республики Дагестан вклю-чает:
. республиканский бюджет РД;
. 41 бюджет муниципальных районов;
. 1 бюджет городского округа с внутригородским делением;
. 9 бюджетов городских округов;
. 8 бюджетов городских поселений;
. 698 бюджетов сельских поселений.
Консолидированный бюджет муниципального района представляет со-бой бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюдже-тов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципально-го района (без учета межбюджетных трансфертов между ними).
Консолидированный бюджет городского округа с внутригородским деле-нием представляет собой бюджет городского округа с внутригородским делением и свод бюджетов внутригородских районов, входящих в состав городского округа с внутригородским делением (без учета межбюджет-ных трансфертов между этими бюджетами).
Консолидированные бюджеты всех уровней не имеют правового ста-туса, не утверждаются в форме законов, а составляются для различных аналитических целей. Например, для определения степени централиза-ции финансовых ресурсов в бюджетной системе государства, для анали-за динамики доходов и расходов бюджетов территорий, для сопоставле-ния бюджетных систем различных регионов и государств и т.д.
Без расчета показателей консолидированных бюджетов невозможно сводное финансовое планирование, так как многие показатели сводного финансового баланса государства и территориальных сводных финан-совых балансов берутся из консолидированных бюджетов.
Показатели консолидированных бюджетов используются также при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны, отдельных территорий, например, бюджетные расходы на од-ного жителя на медицинское обслуживание, образование и другие сред-недушевые бюджетные доходы.
Под федеральным бюджетом принято понимать основной финансо-вый план страны в целом, ежегодно принимаемый высшим законода-тельным органом законодательной власти — Федеральным Собрани-ем РФ. Через федеральный бюджет осуществляется перераспределение ВВП и НД в рамках всего государства. Доходы федерального бюдже-та РФ собираются по всей территории страны по единым нормативам, а расходы осуществляются в интересах всего населения страны.
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предназначены для исполнения рас-ходных обязательств Российской Федерации.
Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназна-ченных для исполнения расходных обязательств Российской Федера-ции, не допускается.
По существу федеральный бюджет является главным законом эконо-мической жизни государства, в котором фиксируются не только циф-ры доходов и расходов государства, но и все остальные параметры эко-номического развития. Поэтому федеральный бюджет рассматривается как главный инструмент всей финансовой системы РФ.
Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) представляют собой второй уровень бюджетной системы России.
В настоящее время в РФ 85 субъектов Федерации, в том числе 22 ре-спублики, 9 краев, 46 областей, 1 автономная область, 4 автономных округов, 3 города федерального значения.
Региональные бюджеты являются центральным звеном территори-альных бюджетов. Региональные бюджеты являются символом и гаран-том региональной обособленности, независимости, самостоятельности и ответственности.
Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Рос-сийской Федерации.
Использование органами государственной власти субъектов Рос-сийской Федерации иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации не допускается.
Третье звено бюджетной системы РФ местные бюджеты.
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназ-начен для исполнения расходных обязательств муниципального обра-зования.
Количество местных бюджетов составляет более 22 тысяч, из них основную долю составляют бюджеты сельских поселений (около 18000). По количеству местных бюджетов в РФ лидирует Татарстан — 974, да-лее Башкортостан — 895 и Республика Дагестан — 757 бюджетов муни-ципальных образований.
Использование органами местного самоуправления иных форм об-разования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
В качестве составной части бюджетов городских и сельских посе-лений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципаль-ными образованиями.
Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникаю-щие у государства с субъектами воспроизводства в процессе формирова-ния бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организа-ций и населения, а их материально-вещественным воплощением —де-нежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. С помощью дохо-дов осуществляется процесс формирования бюджетных ресурсов, тогда как расходы опосредуют процесс их использования.
Доходы бюджетов — это поступающие в бюджет денежные средст-ва, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом источниками финансирования дефицита бюджета (ст. 6 Бюд-жетного кодекса РФ).
Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и на-логовым законодательством РФ.
В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджетов формируются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных поступлений.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ расходы бюджетов — это вы-плачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом источниками фи-нансирования дефицита бюджета.
Управление расходами во все времена считалось одной из важней-ших проблем в каждом государстве независимо от уровня развития эко-номики и поступлений в казну государства. Как правило, это было свя-зано с тем, что средства, выделяемые из государственной казны для фи-нансирования отдельных отраслей экономики или социальной жизни страны, оказывались недостаточными. Управление расходами строилось адекватно растущим задачам государства и его бюджета.
Задачи управления расходами включают три этапа:
. определение политики, целей и необходимых для их достижения ресурсов;
. распределение ресурсов, необходимых для реализации поставлен-ных целей;
. обеспечение выполнения конкретных задач в наибольшей мереэффектив-ным способом.
Формирование расходов бюджетов бюджетной системы РФ осуществ-ляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий фе-деральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству РФ, международным и иным дого-ворам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов (ст. 65 БК РФ).
Бюджетные доходы и расходы различаются по составу, источникам, направлениям использования и другим признакам. Для составления от-четов об исполнении бюджетов и обеспечения сопоставимости показа-телей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ используется еди-ная бюджетная классификация РФ, утвержденная Федеральным зако-ном от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации РФ», Законом РФ от 8 августа 2001 г. «О внесении изменений и дополнений В Федеральный закон «О бюджетной классификации в РФ"» и др.
В настоящее время порядок применения бюджетной классифи-кации в РФ регулируется в соответствии с Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (вред, от20.06.2016 № 89н).
Бюджетная классификация (ст. 18 Бюджетного кодекса РФ) пред-ставляет собой группировку доходов, расходов и источников финанси-рования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемую для составления и исполнения бюджетов, а также группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов и (или) операций сектора государственного управления, используемую для ве-дения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бух-галтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоста-вимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ.
Бюджетная классификация дает возможность свободного переме-щения финансовых ресурсов между различными уровнями бюджетной системы РФ, причем такое перемещение должно носить методологи-ческий характер и иметь четко отлаженный механизм. Это возможно сделать только на базе единой бюджетной классификации. Кроме того, бюджетная классификация дает возможность экономического и ста-тистического анализа доходов и расходов бюджетов РФ, обеспечивает адресность выделения бюджетных средств.
Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой до-ходов бюджетов всех уровней и основывается на законодательных ак-тах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Классификация расходов бюджетов представляет собой группиров-ку расходов бюджетов бюджетной системы РФ и отражает направление бюджетных средств на выполнение федеральными органами государ-ственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, ор-ганами местного самоуправления (муниципальными органами) и ор-ганами управления государственных внебюджетных фондов основных функций, решение социально-экономических задач.

2.3 Анализ бюджета РФ на 2017 - 2019 годы

С 2006 года федеральный бюджет в России планируется на трехлетний период. Это правило было нарушено при создании документа на 2008 и 2016 годы, ввиду пика кризисов. Нынешний закон снова предполагает трехлетний план государственного бюджета. На 2017, 2018 и 2019 годы распространяются одинаковые цели и тенденции: с каждым годом сокращение доли дефицита и снижение показателя инфляции путем сокращения расходов. Впервые законопроект о госбюджете рассматривался 18 ноября 2016 года. В условиях кризиса и напряженной геополитической обстановки было понятно, что чем-то придется жертвовать, поэтому Госдума пропустила документ дальше, но с большими оговорками. Во втором чтении были сделаны некоторые корректировки, перераспределена часть расходов 540 млрд рублей, например, на кредитную поддержку регионов согласовали 200 млрд рублей вместо 100. Итоговый вариант был принят Госдумой в третьем чтении, и 19 декабря 2016 года Президент РФ подписал закон о федеральном бюджете на 2017 год. Отталкиваясь от прогноза ВВП объемом 86 806 млрд рублей и ожидаемого уровня инфляции в пределах 4%, в федеральном бюджете РФ планируются доходы — 13 487,6 млрд руб., расходы — 16 240,8 млрд руб. Дефицит составит 2 753,2 млрд руб.
Важно отметить, что доходная часть в бюджете РФ -2017 зафиксирована на уровне 13,49 триллионов рублей и незначительно отличается от прошлогоднего показателя. Многие экономисты говорят о том, что если учесть еще и инфляционные ожидания, то в реальном выражении данная часть бюджета продолжит тренд к сокращению. В 2019 году представители Министерства финансов прогнозируют рост доходной части до 14,8 триллионов рублей, что является номинальным историческим максимумом для экономики России.
Эксперты отмечают, что запланированный рост поясняется ослабленными позициями рубля - в бюджет 2019 года заложена котировка в 71,1 рубль за 1 американский доллар. Нефтяные котировки, заложенные в бюджет РФ, спрогнозированы в размере 40 долларов/баррель. Кроме того, нельзя не отметить тот факт, что по отношению к уровню ВВП доходная часть будет иметь тенденцию к сокращению - в 2019 году эта доля составит 15%.
При этом прогнозы по цене не баррель нефти различных специалистов крайне разнообразны. Очередное падение цен до 40 и ниже долларов — это самый пессимистичный прогноз. С апреля 2016 года показатель не опускался ниже этой отметки, а только двигался вверх. Сегодня больше звучат цифры 50-55, допускают даже рост до 70 долларов за баррель. Слишком много факторов могут повлиять на динамику: договорятся ли страны ОПЕК о сдерживании объемов поставки сырья, возобновит ли США добычу сланцевой нефти, не будет ли спада в экономике Китая и т.д. Если в реальности цены на нефть окажутся выше заложенной в бюджет, как это произошло в 2016 году, у правительства появится возможность частично компенсировать дефицит. В первую очередь речь идет о пополнении резервных фондов, а не о дополнительных тратах. Не менее важным показателем при составлении главного финансового документа страны является курс американского доллара, валюты, в которой производится расчет по международным сделкам, в том числе за продажу сырья. Прогнозируется дальнейшее плавное и незначительное ослабление рубля, за средний курс на 2017 год взята цифра 67,5 рубля за доллар. С одной стороны, дешевый рубль делает импорт дороже, а значит и многие товары народного потребления вырастут в цене. Это ведет к росту инфляции. С другой стороны, федеральный бюджет рассчитывается в рублях, социальные выплаты, зарплаты бюджетникам, оплата госзаказов производится тоже в рублях. Поэтому доход от поставок нефти и газа при действующем курсе, переведенный в отечественную валюту, оказывается на необходимом уровне. Статьи расходов С целью одновременного снижения уровня инфляции и сокращения дефицита бюджета при расчете нового документа правительство РФ за ведущий принцип взяло сокращение бюджетных расходов: в 2017 году на 6%, в последующие 2 года на 9% и 11%. В послании Президента говорилось об экономии средств, которые нерационально расходовались ранее, на практике будет снижение финансирования по большинству направлений и приоритетных госпрограмм.

Таблица 1. Структура расходов федерального бюджета за период 2013-2014 гг. и на плановый период 2015-2017 гг. (в % к итогу)


В итоге зафиксированы следующие статьи расходов:
Общегосударственные вопросы — 1 135 млрд рублей.
Национальная оборона — 1 121 млрд рублей.
Правоохранительная система — 1 270 млрд рублей.
Национальная экономика — 2 292 млрд рублей.
ЖКХ — 58,2 млрд рубле
Охрана окружающей среды — 76,4 млрд рублей
Образование — 568 млрд рублей
Культура и кинематограф — 94 млрд рублей
Здравоохранение — 377 млрд рублей
Социальная политика — 5 080 млрд СМИ — 73,4 млрд рублей
Физкультура и спорт — 89,7 млрд рублей
Обслуживание госдолга — 729 млрд рублей
Межбюджетные трансферы — 768 млрд рублей.
Бюджет России 2017 курсовая работа.
Финансирование здравоохранения, образования (кроме высших учебных заведений), ЖКХ в большей степени будет осуществляться за счет региональных бюджетов.
В статью на общегосударственные вопросы заложены расходы на обеспечение деятельности органов власти: Президента, Правительства, губернаторов и т.д. Сюда входит и зарплаты чиновников, но важно отметить, что наибольшие средства рассчитаны на министерство международных дел и Президента. Первый пункт объясняется наличием международных конфликтов и разногласий: война в Сирии, украинский конфликт, взаимоотношения с Западом.
В федеральном бюджете на 2017 год не предусмотрено не расписанных резервных расходов. Возможные траты на ликвидацию последствий экстренных ситуаций, в том числе стихийных бедствий, расходы на выполнение срочных поручений Главы государства планируются именно из средств, заложенных на обеспечение работы Президента.

Министерство финансов посчитало самым простым вариантом урезать бюджетные вложения в те направления, в которых в последние годы был максимальный прирост финансирования. В частности, расходы на оборону обсуждались как гипертрофированные и не оказывающие положительного влияния на состояние экономики страны. При этом нынешние затраты во многом — это планомерное решение задачи о перевооружении российских войск, поставленной Президентом несколько лет раньше.
Многие госзаказы были сделаны до кризиса, и сейчас целесообразнее максимально быстро рассчитаться, чтобы не переплачивать проценты и не допустить лишнюю финансовую нагрузку на бюджет в последующие года. И всё же в сравнении с 2016 годом расходы на оборону снизили более чем на 1 трлн рублей. При этом часть затрат, касающихся военных, вписана в другие статьи бюджета: поддержка военных учебных заведений — в образовании, обустройство жилья военнослужащих — в ЖКХ и т.д.
Объем вложений в национальную экономику сокращен еще на 7,5% за счет прекращения или снижения финансирования некоторых государственных экономических программ. С одной стороны, приостановка федерального субсидирования некоторых корпораций и региональных проектов закрывает дорогу задуманному изначально развитию тех или иных отраслей или территорий.
С другой стороны, государственные инвестиции за счет бюджета по этим направлениям оказываются малоэффективными, в идеале требуется привлечение бизнес-инвесторов, и тенденция на сокращение расходов по этой статье будет продолжена. Пока наибольшие потери понесли следующие программы:
Социально-экономическое развитие Дальнего Востока -50,3%,
Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013- 2030 годы -30,3%,
Энергоэффективность и развитие энергетики -27,2%,
Экономическое развитие и инновационная экономика -22,8%
При этом продолжится финансирование таких компаний как Росатом (77 млрд рублей), РЖД (68 млрд рублей), Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (14 млрд рублей). Снова получат дотации банки: в первую очередь находящийся на грани банкротства Внешэкономбанк (150 млрд рублей), Россельхозбанк, реализующий кредитование агропромышленных предприятий, Сбербанк и ВТБ в рамках поддержки ипотечного кредитования. К регионам, которые обеспечены наибольшими субсидиям, в 2017 году относятся Крым, Севастополь, Северный Кавказ и Калининградская область.
За несколько последних лет правительством и Президентом РФ утверждено 45 приоритетных государственных программ. В бюджете на 2017 год нет ресурсов для полноценной реализации каждой из них. Если ранее в соответствии с Бюджетным кодексом дозволялось оставлять около 2,5 процента от всех расходов условно расписанными, они предназначались для распределения по самым важным проектам и программам по решению правительства или Президента, то в нынешнем финансовом документе это правило не действует.
Но расходы на несколько приоритетных проектов предусмотрены:
Развитие здравоохранения — 3,84 млрд рублей
Развитие образования на 2013-2020 годы — 42 млрд рублей
Ипотека и арендное жильё — 20 млрд рублей
ЖКХ и городская среда — 10 млрд рублей
Международная кооперация и экспорт — 41 млрд рублей
Малый бизнес и поддержка предпринимательской инициативы — 14,6 млрд рублей
Безопасные и качественные дороги — 30 млрд рублей
Комплексное развитие моногородов — 6,5 млрд рублей
Экология — 20,19 млрд рублей.
Еще до рассмотрения федерального бюджета на 2017 год было обещано выполнение государством социальных обязательств при любых обстоятельствах. Даже в условиях сокращения всех расходов на социальные выплаты выделено на 620 млрд больше, чем в прошедшем году. Это объясняется, в том числе ростом количества получателей различных пособий. Основная часть пойдет на выплаты пенсии с учетом двух индексаций, соответствующих фактическому уровню инфляции. При этом закон об опережающем росте пенсий для сельских жителей отложен на 3 года, что затрудняет повышение уровня благосостояния самых малообеспеченных пенсионеров. Остальные 1,4 трлн рублей будут потрачены на все прочие пособия, индексация которых составит 8%. В этой же статье заложены расходы на реализацию продленной программы материнского капитала. Установленный размер выплаты за рождение второго ребенка остался на уровне 453 тыс. руб.
Несмотря на сокращение расходов на здравоохранение, запланировано продолжить строительство перинатальных центров, оснащение детских больниц, оборудование помещений социального назначения для комфортного использования инвалидами. Но многие проекты отложены на неопределенный срок.
Доходную часть бюджета традиционно составляют налоговые сборы и таможенные пошлины. Налог на добычу полезных ископаемых Ввозные и вывозные таможенные пошлины на нефть и газ Налог на добавленную стоимость Акцизы на алкоголь, табак, топливо Налог на прибыль предприятий Около 37% прогнозируемых доходов бюджета 2017 года будут приносить нефтегазовые корпорации. В прошедшем году существенный прирост показали продажи зерна и туризм, в 2017 году ожидается соответствующий уровень дохода от этих направлений.
Продолжат действовать налоговые каникулы для развития малого и среднего бизнеса, в целом наблюдается спад товарооборота большинства предприятий, поэтому общие налоговые сборы будут ниже докризисных годов. Но с 2017 года меняется принцип отчислений с регионов налога на прибыль предприятий, вместо 2% теперь в федеральный бюджет будут поступать 3% от сборов.
Для финансирования покрытия дефицита госбюджета планируется использование резервного фонда полностью в размере 1,2 трлн рублей и фонда национальной безопасности на сумму в 659,6 млрд рублей. Это покроет две трети общего дефицита. Оставшаяся сумма должна быть покрыта с помощью внутренних заимствований и приватизации. Планируется размещение облигаций госкорпораций и Банка России на сумму 1,05 трлн рублей. По прогнозам Министерства финансов, госдолг при всём этом не превысит безопасный уровень в 20% ВВП.

Заключение

Итак, в ходе раскрытия темы данной работы, мы уяснили, что бюджет - является системообразующим финансовым планом функционирования государства. Он предопределяется финансирование работы всей социально-экономической системы, непосредственно влияя на её развитие.
В заключение следует отметить, что мнения о том, приведет ли принятый федеральный бюджет РФ 2017 года к сдвигу экономического развития страны в положительную сторону расходятся. Прирост ВВП в 2017 году ожидается не выше 0,6%, что нельзя назвать экономическим ростом. Главный финансовый документ страны создан с учетом текущих внешних политических и экономических обстоятельств. Но сохраняется надежда на урегулирования межгосударственных разногласий, отмену санкций, стабилизацию цен на нефть на уровне не ниже 50 долларов за баррель.
Новый федеральный бюджет принят 355 депутатами, 99 представителей Госдумы не согласны с ним, обвиняя в нерациональном распределении расходов: излишних тратах на госаппарат и банковскую систему, недостаточное финансирование агропромышленного комплекса, слабую поддержку регионов и неэффективные инвестиции в развитие экономики. Правительство в свою очередь настаивает именно на максимальном сокращении расходов. Более 60% мер направлено на эти задачи. Для поиска вариантов дополнительного дохода нынешнее время считается не подходящим. Объективно на сегодня экономика России находится в процессе стагнации, и без жестких мер создать сбалансированный бюджет невозможно.