Если не успеваешь делать намаз. Время намаза. Порядок совершения намаза-таравих

18:42 2015

Фетва: Намаз за имамом бидаатчиком

Вопрос: Каково суждение Шариата относительно человека, который проживает в стране, жители которой придерживаются бидаатов, можно ли ему читать за ними джума-намаз и джамаат-намаз, или же он должен молиться отдельно, или же обязательность джума-намаза вообще отменяется для него? Что если сторонников Сунны (Ахлю-Сунна) в городе меньше двенадцати человек, то действительным ли будет их джума-намаз?

Отвечает шейх Абдуль’Азиз ибн Баз (да одарит его Аллах своей милостью):

Выполнение джума-намаза является обязательным за любым мусульманином, праведным или грешным. Если бидаат имама, который проводит джума-намаз, не относится к бидаатам выводящим его из Ислама, то за ним можно молиться.

Имам Абу Джафар ат-Тахави (да одарит его Аллах своей милостью) в своём прославленном труде по акыде (вероубеждению) сказал: «Мы убеждены в действительности молитвы за любым праведником и грешником, из числа тех, кто молиться в направлении нашей Киблы, также считаем дозволенным читать джаназа-намаз за любого из них» [конец цитаты].

Этот хадис передаётся от Макхуля, со слов Абу Хурайры, его привёл ад-Даракутни и заметил, что Макхуль не встречался с Абу Хурайрой, и в иснаде присутствует Муавия ибн Салих, относительно надёжности которого, у мухаддисов имеются определённые нарекания. Но тем не менее имам Муслим опирался на риваяты данного передатчика в своём сборнике «ас-Сахих».

В другом хадисе, который привели ад-Даракутни и Абу Дауд также от Макхуля, со слов Абу Хурайры (да будет им доволен Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

الصلاة واجبة عليكم مع كل مسلم براً كان أو فاجراً وإن عمل الكبائر، والجهاد واجب عليكم مع كل أمير براً كان أو فاجراً وإن عمل الكبائر

«Намаз является обязательным для вас под руководством любого мусульманина, как праведного, так и грешного, даже если он совершает большие грехи. И джихад обязателен для вас вместе с любым амиром, как праведным, так и грешным, даже если он совершает большие грехи» .

В сборнике «Сахих» аль-Бухари сообщается, что Абдулла ибн Умар (да будет доволен им Аллах) совершал намаз за аль-Хаджаджем ибн Юсуфом ас-Сакафи, также поступал и Анас ибн Малик, в то время как аль-Хаджадж был известным грешником и деспотичным притеснителем.

В том же сборнике приводится хадис, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал про имамов:

يصلون لكم فإن أصابوا فلكم ولهم وإن أخطئوا فلكم وعليهم

«Они проводят для вас намаз, и если они поступают правильно, то это вам на пользу и им на пользу, а если они ошибаются, то вам будет на пользу, а им во вред» .

Сообщается от Абдуллы ибн Умара (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

صلوا على من قال لا إله إلا الله، وصلوا خلف من قال لا إله إلا الله

Знай, да одарит тебя Аллах своей милостью, что молящийся может читать намаз за человеком, о котором не известно, что он совершает бидааты или грехи, относительно которых существует единое мнение всех учёных нашей Уммы. И если ты молишься за кем-то, то знай, что не обязательно человеку, стоящему за имамом знать об акыде (убеждениях) имама, это не является условием приемлемости намаза. Также, молящийся не обязан допрашивать имама о его взглядах, и спрашивать: «Каковы твои убеждения?» Молиться следует за всяким человеком, положения которого ты не знаешь.

Что касается совершения намаза за бидаатчиком, который призывает к своему бидаату, и за грешником, который совершает грехи открыто, и при этом он является постоянным назначенным имамом (имам ратиб ), и нет возможности совершать намаз за кем-то кроме него во время джума-намаза, праздничных намазов или намаза во время паломничества на Арафате и другие намазы, то молящийся должен молиться позади него по мнению всех учёных, как из числа праведных предшественников (саляфов ) так и учёных более поздних поколений (халяф ).

И тот, кто отказывается читать джума-намаз и джамаат-намаз за имамом грешником, тот сам является бидаатчиком по мнению большинства учёных. И правильным мнением в этом вопросе является то, что после этого он не обязан совершать свой намаз повторно.

Известно, что сподвижники (да будет доволен ими Аллах) совершали джума-намаз и джамаат-намаз за грешными имамами и затем не повторяли свою молитву.

Как говорилось ранее, Абдулла ибн Умар совершал намаз под руководством аль-Хаджаджа ибн Юсуфа, и то же самое делал Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах). Также Абдулла ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) и другие читали намаз за аль-Валидом ибн ’Укбой ибн Абу Му’айтом, который пил вино.

В достоверном хадисе сообщается, что когда мятежники осадили дом Усмана (да будет доволен им Аллах), то джамаат-намаз стал проводить некий человек [из числа мятежников]. Тогда люди спросили Усмана: «Ведь ты общий имам, а этот, который проводит намаз с людьми - это имам смуты (фитны )?» Усман ответил: «Брат мой, воистину намаз это лучшее из того, что делают люди, и потому если они делают что-то хорошее, то делай хорошее вместе с ними, если же они делают скверное, то сторонись их скверных дел» .

Намаз грешника и бидаатчика сам по себе является действительным, и если читать намаз за ними, то намаз позади них не портится.

Тем не менее, есть такие учёные, кто считает недопустимым (либо нежелательным) совершать намаз за ними, потому что побуждение к добру, и удержание от зла - это обязанность мусульманина. Из этого следует, что человек, явно совершающий бидааты и грехи не должен назначаться имамом для мусульман. По Шариату его необходимо подвергнуть соответствующему наказанию, пока он не принесёт покаяние. Если же есть возможность отправить его в ссылку до покаяния, то это хорошая мера.

Также если люди перестанут молиться за таким имамом и начнут молиться за другим, и это станет действенным порицанием его греха, и он покается, или его снимут с должности, или это приведёт к тому, что люди перестанут делать грехи, которые делает данный имам, то в таком оставлении намаза за этим человеком будет шариатская польза (масляха шар’ыйя ), и при этом молящиеся не пропустят джума-намазы и джамаат-намазы.

Если же оставление намаза за таким имамом приведёт к тому, что мусульманин станет пропускать джума-намаз и джамаат-намаз, то в таком случае намаз за ним оставляет только бидаатчик, противоречащий пути сподвижников (сахабов ) (да будет доволен ими Аллах).

Также если правитель назначил имама, и в оставлении намаза за ним нет какой-либо шариатской пользы (масляха шар’ыйя ), то тогда не следует оставлять совершение намазов за имамом, более того намаз совершённый за ним лучше[, чем намаз без него].

И если у человека есть возможность не ставить перед собой имама, который явно делает порицаемые действия, то он обязан не ставить его имамом. Но если другие люди поставили его, и нет возможности снять его с должности имама, или снять его можно только посредством действий, которые принесут ещё больший вред, чем тот, который исходит от самого имама, то это не дозволено. Нельзя уничтожать малое зло, принося ещё большее. Нельзя противостоять меньшему из двух зол, если это приведёт к большему злу.

Божественные законы даны для того, чтобы приносить людям пользу и доводить их до совершенства, а также для того, чтобы удалять скверну и вред, и уменьшать их по мере своих сил и возможностей.

И потому несоблюдение джума-намазов и джамаат-намазов наносит гораздо больший вред, чем совершение этих намазов за грешным имамом. Это особенно актуально, если оставление этого имама не отвратит никакого зла, и тогда шариатская польза будет отброшена, а зло всё равно не прекратит своего существования.

Если же есть возможность совершать джума-намаз и джамаат-намаз за праведным человеком, то это конечно лучше чем совершать намазы за грешником.

Если же в таком случае (т.е. при наличии праведного имама) мусульманин совершит намаз за имамом-грешником без уважительной причины, то относительно такой ситуации среди учёных существуют различные мнения (иджтихадат ). Некоторые сказали, что после этого намаз надо перечитать заново. Другие сказали, что перечитывать не надо. Этот вопрос подробно описывается в книгах по фикху. [Конец слов Ибн Абдуль’ызза ад-Димашкы].

И наиболее близким к истине в последнем вопросе является отсутствие необходимости перечитывать намаз, ввиду вышеупомянутых доводов. Потому что основа заключается в том, что намаз не перечитывается, и нельзя обязывать кого-либо делать это без конкретного шариатского довода, который обосновал бы данное действие, а мы такого довода не знаем.

Что касается второго вопроса, то ответ на него таков: Относительно этого вопроса существует известное разногласие среди учёных Ислама, и более правильным мнением является то, что допустимо проведение джума-намаза в составе трёх человек и более, если они проживают в населённом пункте, в котором не совершается джума-намаз. Что касается мнений, из которых следует, что для совершения джума-намаза необходимо наличие сорока человек или двенадцати человек, или больше того, или меньше, то на это нет никаких доказательств, о которых нам было бы известно. Обязательным условием является наличие джамаата (коллектива), а самый малый джамаат – это три человека. Это является мнением большого числа учёных и в том числе Шейх-уль-Ислама ибн Таймийи (да одарит его Аллах своей милостью), и это мнение является правильным, как было сказано ранее.

  • Хадис привёл ад-Даракутни в сборнике «Сунан» (2/56), он привёл различные пути передачи и указал на их слабость.
  • Вопрос:

    Могу ли я начать совершать зухр-намаз, когда до наступления намаза аср осталось пять минут?

    Ответ:

    Одним из обязательных условий всех пяти является совершение намаза именно в тот отрезок времени, который отведён на его совершение. Например, человек не может совершить обеденный (зухр) намаз до тех пор, пока не наступит период, который отведён для его совершения. Следовательно, время совершения того или иного фарз-намаза начинается с момента наступления этого отрезка времени и заканчивается с наступлением времени следующего намаза, кроме утреннего. Отрезок времени, отведённый на совершение утреннего намаза, начинается с истинного рассвета, то есть сразу после времени ночного намаза, но заканчивается не с наступлением времени следующего намаза, то есть обеденного, а с восходом солнца.

    Исходя из этого, в любой момент этого отрезка времени человек может совершить тот или иной фарз-намаз, относящийся именно к этому отрезку времени. А если человек не успеет совершить намаз вовремя, то он в любом случае должен возместить его. А в какое именно время он должен возместить , зависит от причины, по которой он не успел совершить его вовремя.

    В любом случае каждый мусульманин должен быть очень внимателен к своим намазам и стараться совершать их сразу же, как наступает их время – в начале отрезка времени, отведённого для них. Нельзя откладывать намаз без уважительной причины до тех пор, пока не останется времени, достаточного завершить весь намаз. Но не будет греха в том, чтобы начать намаз в тот момент, когда до окончания отрезка, отведённого на его совершение, остаётся время, за которое он может завершить свой намаз, но удлинённый намаз уже не уложится в этот отрезок.

    В книге «Аль-Маджмуʻ Шарх Аль-Мухаззаб » об этом пишется следующее:

    «Разрешается откладывать намаз на конец периода, отведенного на его совершение, если остается время, достаточное для завершения всего намаза до окончания отрезка времени. Если же человек успевает совершить одну часть намаза в пределах отрезка времени, отведённого на его совершение, а другую часть – уже после него, то надо смотреть. Если один ракаат и более был завершён в течение этого отрезка, то весь намаз считается совершённым вовремя ».

    То есть если всё-таки вышло так, что у человека не осталось достаточно времени для совершения всего намаза вовремя, он, несмотря ни на что, должен как можно скорее начать совершать намаз. Если человек успел завершить хотя бы один ракаат до окончания отрезка времени, отведённого на совершение этого намаза, то, согласно мнению большинства учёных, его намаз считается совершённым вовремя.

    От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

    مَنْ أَدْرَكَ مِنَ الصُّبْحِ رَكْعَةً قَبْلَ أَنْ تَطْلُعَ الشَّمْسُ فَقَدْ أَدْرَكَ الصُّبْحَ ، وَمَنْ أَدْرَكَ رَكْعَةً مِنَ الْعَصْرِ قَبْلَ أَنْ تَغْرُبَ الشَّمْسُ فَقَدْ أَدْرَكَ الْعَصْرَ

    «Тот, кто успел совершить хотя бы один ракаат утреннего намаза до восхода солнца, успел совершить утренний намаз вовремя, и тот, кто успел совершить хотя бы один ракаат послеобеденного намаза до захода солнца, успел совершить послеобеденный намаз вовремя ». (Бухари 579, Муслим 608)

    Однако всё вышесказанное не означает, что можно откладывать намаз на самый последний момент. Ни в коем случае нельзя этого делать. Речь идёт об исключительных случаях, когда человек по веским причинам не смог совершить намаз в начале отрезка времени, отведённого на его совершение. Каждый мусульманин должен быть очень внимателен к своим намазам, стараясь совершать их сразу же, как наступает время, отведённое для него.

    Всевышний Аллах говорит (смысл): «…и Он не сделал для вас никакого затруднения в религии » (сура «Хадж», аят 78). То есть Аллах не предписал среди норм религии ничего, что приводит к изнурению и затруднению и ставит человека в затруднительную ситуацию. И где бы мусульманин ни оказался в затруднительной ситуации, Аллах облегчает ему положения религии, так что Его предписания всегда остаются приемлемыми и переносимыми.

    Путешествие – это трудность, в которой человек остаётся без привычной для себя обстановки и комфорта, какими бы ни были средства передвижения и дела, по причине которых человек отправился в путь. Поэтому Всевышний Аллах облегчил путнику многие положения религии. К этим положениям относится и намаз. В сегодняшней статье мы поговорим о форме облегчения намаза, его условиях и о том, каким образом можно им воспользоваться.

    Каким бывает намаз путника

    Аллах установил в намазе путника два облегчения:

    1) уменьшение числа совершаемых в намазе ракатов, которое называется «сокращение»;

    2) совмещение двух намазов при совершении, посредством которого путник получает больше свободного времени, которое называется «объединение между двумя намазами».

    1. Сокращение

    Сокращение заключается в том, что четырёхракатные намазы, такие как обеденный (зухр), послеобеденный (аср) и ночной (иша), совершаются в два раката вместо четырёх. Утренний (фаджр) и вечерний (магриб) намазы не сокращаются.

    Аллах говорит (смысл): «Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов » (сура «Женщины», аят 101). Пользоваться облегчениями путешествия является дозволенным, независимо от наличия или отсутствия в пути трудностей.

    Для того чтобы сокращение намаза было действительным, необходимо соблюдение следующих условий:

    1. Сокращать намаз дозволено, когда человек находится в пути (сафар). Об условиях, которым такой путь должен соответствовать, будет сказано ниже.

    2. Путник должен выехать за пределы зданий города. Если человек просто намерился отправиться в путь, но не выехал из города, ему нельзя сокращать и объединять намазы, поскольку такой человек ещё не является путником.

    3. Путник не должен иметь намерения оставаться четыре дня, не считая дня приезда и дня отъезда, в месте, в которое он отправляется.

    Если же у него будет такое намерение, то город, в который он отправляется, станет подобным его родине и месту его проживания. И ему не будет дозволено сокращать в нём намаз. В таком случае право на сокращение намаза остаётся у путника лишь непосредственно в пути.

    Если же он намеревается оставаться в городе, в который отправляется, менее четырёх дней, или же он не знает, сколько дней в нём проведёт, как, например, если он должен сделать там работу, срок завершения которой ему не известен, то в первом случае он сокращает намаз, пока не вернётся в пределы своего города, а во втором – сокращает намаз в течение 18 дней, не считая дня приезда и дня отъезда.

    4. Путник, сокращающий намаз, не должен следовать в нём за местным жителем (в качестве имама), совершающим его в полной форме.

    Если же путник совершает намаз за местным жителем, то ему необходимо следовать за ним в форме намаза, совершая его полностью (в четыре раката). В таком случае путнику не дозволено сокращать намаз.

    Если же ситуация обстоит наоборот, когда путник является имамом в намазе для местного жителя, то для сокращения намаза нет препятствий, и путник имеет на это право. В такой ситуации после завершения двух ракатов и приветствия человеку желательно сразу сообщить молящимся за ним о том, что он является путником, и им необходимо завершить намаз.

    2. Объединение

    Смысл объединения уже был разъяснён выше.

    Ибн Аббас сказал: «Посланник Аллаха (ﷺ) объединял обеденный (зухр) и послеобеденный (аср) намазы, если находился в пути. Также он объединял вечерний (магриб) и ночной (иша) намазы » (Аль-Бухари).

    Также передаётся, что Пророк (ﷺ) объединял намазы в пути, когда он вышел в поход на Табук: он объединил обеденный и послеобеденный намазы, а также вечерний и ночной. Саид бин Джубейр сказал: «Я спросил Ибн Аббаса: “Что подвигло его на это?” Он ответил: “Он хотел не создавать затруднений для своей уммы” ».

    Объединение намазов делится на два вида:

    Объединение, при котором второй намаз переносится на время первого; и объединение, при котором первый намаз переносится на время второго.

    Передаётся, что «Пророк (ﷺ) шёл в поход на Табук, и, когда он выдвигался до того, как солнце поднимется к зениту, он откладывал обеденный намаз, чтобы объединить его с послеобеденным и совершить их вместе. Если же он выдвигался после того, как солнце отклонилось от зенита, то сначала совершал обеденный и послеобеденный намаз вместе, после чего выходил в путь. Также, если он выдвигался до захода солнца, то откладывал вечерний намаз, чтобы совершить его вместе с ночным, если же он выдвигался после захода солнца, то переносил ночной намаз и совершал его с вечерним».

    Намазы, которые дозволено объединять

    Из сказанного выше становится ясным, что объединять дозволено обеденный (зухр) и послеобеденный (аср) намазы, а также вечерний (магриб) и ночной (иша). Не дозволено объединять утренний намаз с намазами, которые совершаются до и после него. Также не дозволено объединять послеобеденный намаз (аср) с вечерним (магриб).

    Помимо этого для каждого из обоих видов объединений наличествуют условия, которые необходимо соблюдать. Далее мы упомянем условия каждого из них.

    Условия объединения, когда второй намаз переносится на время первого

    1. Соблюдение очерёдности между ними.

    То есть сначала необходимо совершать первый намаз, время которого идёт в настоящий момент, а затем – после него – второй.

    2. Намерение на объединение намазов должно быть у молящегося до того, как он закончит совершать первый намаз. Желательным же (сунна) является наличие намерения на объединение до вступления на первый намаз.

    3. Намазы необходимо совершить друг за другом. То есть ко второму надо приступить сразу по окончании первого, после приветствия. Намазы нельзя разделять зикром, другим желательным намазом или чем-то ещё. Если молящийся разделит их, совершив между ними что-то, что займёт время, которое будет считаться длительным по обыкновению, или же просто отложит второй намаз, не занимаясь ничем, объединение станет недействительным. В таком случае второй намаз будет необходимо совершить в его основное время. Это условие взято из практики Пророка.

    Аль-Бухари передал от Ибн Умара, что он сказал: «Я видел, что, когда Пророк (ﷺ) торопился, находясь в пути, он откладывал обязательный вечерний намаз и совершал его в три раката, после чего отдавал приветствие. Затем он почти без задержки приступал к ночному намазу и совершал его в два раката, после чего отдавал приветствие ».

    4. Путешествие должно продолжаться до тех пор, пока молящийся не приступит ко второму намазу. Таким образом, если он достигнет своего города во время совершения второго намаза, это не повредит действительности объединения.

    Условия объединения, когда первый намаз переносится на время второго

    1. Намерение на объединение намазов должно быть у молящегося до окончания основного времени первого. Если же, например, время обеденного намаза завершится, и молящийся не имел намерения на его объединение с послеобеденным, то обеденный намаз станет для него пропущенным, который необходимо возместить. Также человек в таком случае несёт грех за откладывание намаза от его времени.

    2. Сафар (путешествие) должен продолжаться до тех пор, пока молящийся полностью не завершит совершение обоих намазов. Если же он достигнет своего города до того, как завершит оба намаза, то второй намаз будет считаться восполненным.

    В данном случае не является условием определённый порядок совершения намазов. То есть молящийся может начать с любого из них. Также не является обязательным условием такого объединения совершать их подряд, без паузы между ними. Это является в данном случае лишь желательным (сунна).

    Условия сафара (путешествия), при котором дозволяется сокращение и объединение намазов:

    1. Расстояние, на которое выезжает путник, должно достигать 81 километра. Если расстояние будет меньше этой длины, то в таком путешествии сокращать и объединять намазы нельзя.

    Аль-Бухари передал следующее сообщение, связав его с главой о расстоянии сафара, при котором сокращается намаз: «Ибн Умар и Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах) сокращали намаз и не держали пост (в месяц Рамадан), когда выезжали на расстояние четырёх бурдов». Четыре бурда равны шестнадцати фарсахам, что приблизительно равняется 81 километру. Как сказали исламские правоведы, подобные действия совершаются только по причине знания, полученного от Пророка.

    2. Путник, отправляясь в путь, должен намереваться достичь определённого места. Таким образом, если человек просто скитается, не направляясь куда-то конкретно, или же если он следует за кем-то и не знает, куда направляется, то его путь не будет считаться сафаром, в котором дозволено сокращать и объединять намаз.

    Это касается ситуации, когда путник ещё не преодолел необходимого расстояния сафара. Если же он преодолеет его, то ему будет дозволено сокращать намаз, поскольку в таком случае он убедится в том, что его путь достигает необходимого расстояния.

    3. Целью путешествия не должен быть грех. Если же человек отправляется в путь, чтобы совершить грех, то в таком случае ему нельзя сокращать намаз. Как, например, если человек выезжает в путь для торговли опьяняющими напитками, для ростовщичества, совершения прелюбодеяния или разбоя. Поскольку сокращение намаза является шариатским облегчением, которое не призвано облегчать грех.

    Также стоит отметить, что сокращать намаз в пути является более предпочтительным, чем совершать его полностью, поскольку Всевышний Аллах любит, когда пользуются Его облегчениями, как это передаётся в хадисе от Его посланника (ﷺ).

    Статья подготовлена на основе материалов книги «Аль-фикху ль-манхаджи аля мазхаби ль-имами Аш-Шафии».

    Рейтинг: / 0

    Имя: kamilya
    Текст вопроса: Assalamu aleykum. Propuskat" namaz iz-za raboty haram, esli net vozmojnosti sdelat" vo vremya raboty? v nemusul"manskoi strane jivem

    Ответ:
    По шариату у каждого намаза есть определенный промежуток времени, т.е. от и до. У утреннего намаза - начиная от утренней зари до восхода солнца, у дневного намаза - с момента, когда солнце сходит с зенита и до намаза асра, у асра время начиная от двух теней по мазхабу Абу ханифы(у некоторых намазов когда величина тени предмета равна длине самого предмета - до одной тени) до захода солнца. У Магриба(Ахшам) время от захода солнца до момента, когда исчезает на небосводе белое зарево(шафак), у последнего намаза аль-Иша время от того момента, когда заканчивается белое зарево до времени утреннего намаза. Мы это все перечисляли для того, что бы нашим читателям напомнить, что у каждого намаза есть свой промежуток. Слов нет, и это не оспоримо, что читать намаз в первое время, т.е. как только время заходит - это на много больше саваба, воздаяния. Но, если человек занят работой, дежурством то ему придется читать потом, но в указанный промежуток времени. Вполне такое наблюдаю, не только в России, но и в мусульманских странах. Например, если дежурный человек стоит у ворот мечети аль-Харам он во время намаза не может никак присоединиться к джамагату, т.к. стоит на посту, и эти люди читают намаз уже после джамагата.

    Так же из данного вопроса, Камилла, если человек занят какой-либо работой, то он должен помнить, что у него есть промежуток, в которой он должен успеть прочитать. Если он даже не может сунну, хотя бы минимум аль-фард должен прочитать в любом случаи. Если вообще никак не может прочитать в указанный промежуток, ученые дают такую фетву - продолжать работать, по мере возможности читать намаз, но параллельно изыскивать пути смены работы, которая подходит под ваши условия, т.е., что бы там можно было читать намаз в нужные промежутки.

    Вопрос: Если мне предстоит поездка в поезде продолжительностью более суток, то могу ли я заранее совершить все пять намазов?

    Ответ: Для каждого намаза предусмотрен отрезок времени, в течение которого он должен быть совершен. Следовательно, совершение того или иного намаза в другое время не дозволяется.

    От Абдуллаха Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) передаётся:

    سألت النبي -صلى الله عليه وسلم- أي العمل أحب إلى الله تعالى؟ قال: الصلاة على وقتها

    «Я спросил у Посланника Аллаха (ﷺ): «Какое из деяний Всевышний Аллах любит больше всего?» Он ответил: «Намаз, совершаемый в установленное для него время ». (Муслим)

    Сунной же является совершение всех намазов в начале отведенного для его совершения отрезка времени, как говорится в хадисе, который передаётся от Абдуллаха ибн Умара (да будет доволен ими обоими Аллах):

    الصلاة في أول الوقت رضوان الله، وفي آخره عفو الله

    «Награда за намаз, совершенный в начале отведенного для его совершения отрезка времени – довольство Всевышнего Аллаха, а награда за намаз, совершённый в конце этого отрезка времени – прощение от Всевышнего Аллаха ». (Тирмизи)

    Категорически запрещается совершение того или иного намаза заранее, до наступления, установленного для его совершения отрезка времени. Исключением из этого может быть только случай, когда человек уже находится в пути, в котором дозволяется сокращать и переносить намазы. Но и в таком случае разрешается совершить заранее только два намаза: послеобеденный, перенеся его к обеденному, и ночной, перенеся его к вечернему, соответственно. Совершение других намазов заранее однозначно не дозволяется.

    «Первым из пяти условий действительности намаза является достоверное или предположительное знание о наступлении отведенного для совершения этого намаза отрезка времени. Намаз человека, который совершил его без соблюдения этого условия, не считается действительным, даже если намаз был совершен после наступления отрезка времени, отведенного для него (но он не знал, что время уже наступило) ». (Мугни аль-мухтадж)

    Исходя из этого, получатся, что человек, совершивший один или несколько намазов до наступления отведенного для его совершения времени, должен переделать этот намаз после наступление времени. Однако если он не переделал его в своё время, предполагая, что он совершил этот намаз в соответствии со всеми условиями, по забывчивости или по другой причине, он обязан возместить этот намаз при первой возможности.

    Поэтому ни при каких случаях не дозволяется совершить заранее все пять намазов. А если кто-то совершил так намазы, он обязан переделать каждый из пяти намазов в отведенный именно для его совершения отрезок времени. Если по какой-либо причине он не переделал намаз, который был совершен заранее, такой намаз следует возместить при первой возможности.