Инвестиционный пенсионный фонд в рф. Негосударственные пенсионные фонды Структура портфеля пенсионных резервов

Деятельность негосударственного пенсионного фонда успешна только в случае, когда в ее основе лежат четкие и ясные принципы инвестирования средств. Главный принцип для нас - это обеспечение сохранности Ваших средств.

Инвестирование пенсионных средств

АО «НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления» осуществляет инвестирование средств пенсионных накоплений через управляющие компании - лидеры рынка доверительного управления, которые соответствуют установленным требованиям Фонда для заключения договора доверительного управления, и самостоятельное размещение средств пенсионных резервов.

Решения об инвестировании средств пенсионных накоплений и пенсионных резервов принимаются Фондом и управляющими компаниями в полном соответствии с законодательными ограничениями, а также в соответствии с инвестиционными декларациями, в рамках которых АО «НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления» устанавливает дополнительные ограничения для минимизации инвестиционных рисков. Инвестиционные цели указываются как в отношении доходности, так и в отношении риска портфеля. АО «Специализированный депозитарий «ИНФИНИТУМ» осуществляет ежедневный контроль за составом и структурой средств пенсионных накоплений и пенсионных резервов и за соблюдением инвестиционных деклараций.

Стратегия управления строго соответствует сформулированным принципам: обеспечение сохранности средств, достижение доходности, демонстрация информационной открытости и прозрачности процесса инвестирования и высокого профессионализма в управлении процессом. Фонд применяет общую сбалансированную, динамичную стратегию, которая заключается в использовании потенциала рыночных инструментов для получения дохода при наличии жестких систематических ограничений по рыночному и кредитному рискам.

Наименования видов активов для пенсионных накоплений и пенсионных резервов соответствуют пункту 1 статьи 24.1 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» и Правилам размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.02.2007 № 63 соответственно.

Структура портфеля пенсионных накоплений

  • 2019
  • 2018
  • 2017
  • 2016
  • 2015
  • 2014
  • 2013
  • 2012
  • 2011

Структура портфеля пенсионных резервов

  • 2019
  • 2018
  • 2017
  • 2016
  • 2015

Управляющие компании

К инвестированию средств пенсионных накоплений Фонд привлекает управляющие компании, обладающие:

Солидным опытом работы на рынке (в том числе с активами НПФ);

Достаточным уровнем профессионализма сотрудников;

Высокой оценкой надежности;

Механизмами обеспечения сохранности и возвратности передаваемых в управление средств.

Основной задачей инвестирования средств Фонда является их сохранение и преумножение в интересах застрахованных лиц, основываясь на принципах надежности, сохранности, ликвидности, доходности и диверсификации в соответствии с законодательством РФ, правилами инвестирования пенсионных накоплений, а также Правилами Фонда.

В интересах клиентов доверительное управление средствами пенсионных накоплений осуществляют крупнейшие на рынке управления активами управляющие компании.

Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами № 045-13975-001000 от 28.03.2016, выдана Банком России, без ограничения срока действия;

Лицензия на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами № 21-000-1-00827 от 04.08.2011, выдана ФСФР России, без ограничения срока действия

Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами № 040-08118-001000 от 16.11.2004, выдана ФСФР России, без ограничения срока действия;

Лицензия на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами № 21-000-1-00076 от 15.08.2002, выдана ФКЦБ России, без ограничения срока действия

Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами № 077-09778-001000 от 21.12.2006г., выдана ФСФР России, без ограничения срока действия;

Лицензия на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами № 21-000-1-00043 от 17.01.2001г., выдана ФКЦБ России, без ограничения срока действия.

Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами № 077-11160-001000 от 08.04.2008г., выдана ФСФР России, без ограничения срока действия;

Лицензия на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами № 21-000-1-00875 от 04.05.2012г., выдана ФСФР России, без ограничения срока действия.

Лицензия на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, выдана ФКЦБ России 17 июня 2002 г. за № 21-000-1-00069, без ограничения срока действия;

Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами, выдана ФСФР России 11 апреля 2006 г. за № 078-09042-001000, без ограничения срока действия.

Специализированный депозитарий

С целью организации хранения сертификатов ценных бумаг и (или) учета и перехода прав на ценные бумаги, в которые размещены средства пенсионных резервов и средства пенсионных накоплений, а также для осуществления ежедневного контроля за распоряжением фондом средствами пенсионных резервов и средствами пенсионных накоплений и за соблюдением фондом и управляющими компаниями ограничений на размещение средств пенсионных резервов и инвестирование средств пенсионных накоплений, правил размещения средств пенсионных резервов и требований по инвестированию средств пенсионных накоплений, состава и структуры пенсионных резервов и пенсионных накоплений, которые установлены законодательными и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Банка России, а также инвестиционными декларациями управляющих компаний, Фонд сотрудничает с АО «Специализированный депозитарий «ИНФИНИТУМ».

Сегодня работодатели платят страховые взносы в обязательную пенсионную систему по тарифу 22% от фонда оплаты труда работника. Из них 6% тарифа могут идти на формирование пенсионных накоплений, а 16% - на формирование страховой пенсии, а могут, по выбору гражданина, все 22% идти на формирование страховой пенсии.

У граждан 1966 года рождения и старше формирование пенсионных накоплений может происходить только за счет добровольных взносов в рамках Программы государственного софинансирования пенсионных накоплений , а также за счет направления средств материнского (семейного) капитала на накопительную пенсию. Если гражданин работает, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование направляются только на формирование страховой пенсии. Пенсионные накопления также есть у мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 гг. включительно уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями в законодательстве.

Если же гражданин родился в 1967 году и позднее, до 31 декабря 2015 года ему предоставлялась возможность выбора собственного варианта пенсионного обеспечения в отношении своих будущих пенсионных накоплений:

  • формировать только страховую пенсию
  • формировать страховую и накопительную пенсию одновременно

Гражданам 1966 года рождения и старше выбор варианта пенсионного обеспечения не предоставлялся.

В настоящее время право выбора варианта пенсионного обеспечения сохраняют лица 1967 года рождения и моложе, в отношении которых с 1 января 2014 года впервые начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

До 31 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, указанные граждане вправе:

  • заключить договор об обязательном пенсионном страховании и обратиться с заявлением о переходе (досрочном переходе) в негосударственный пенсионный фонд;
  • либо обратиться с заявлением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной "управляющей компании".

При внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию либо при удовлетворении Пенсионным фондом Российской Федерации заявления о выборе инвестиционного портфеля с установлением варианта пенсионного обеспечения, предусматривающего направление на финансирование накопительной пенсии 6,0 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса. для указанных застрахованных лиц устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление страховых взносов на накопительную пенсию.

До реализации данного права выбора, а также для лиц не воспользовавшихся указанным правом, устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление на финансирование страховой пенсии страхового взноса в полном объеме.

В случае, если по истечении пятилетнего периода с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование данные застрахованные лица не достигли возраста 23 лет, указанный период продлевается до 31 декабря года, в котором лицо достигнет возраста 23 лет (включительно).

Если гражданин принял решение отказаться от дальнейшего формирования накопительной пенсии, все ранее сформированные пенсионные накопления будут по-прежнему инвестироваться выбранным им страховщиком (ПФР или НПФ) и будут выплачены в полном объеме при обращении гражданина за назначением и последующей выплатой пенсии. Кроме того, застрахованное лицо по-прежнему вправе распоряжаться указанными пенсионными накоплениями и выбирать, кому доверить управление ими.

  • Важно! В 2014-2020 гг. все страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые работодателями за своих работников, направляются на формирование страховой пенсии.

Вне зависимости от выбора варианта пенсионного обеспечения в системе ОПС у всех граждан, имеющих пенсионные накопления, есть право доверить их управление:

  • Пенсионному фонду Российской Федерации, выбрав:
    • управляющую компанию (УК), отобранную по конкурсу, с которой ПФР заключил договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений, в т.ч. один из инвестиционных портфелей государственной управляющей компании (ГУК) - ВЭБ.РФ;
  • негосударственному пенсионному фонду (НПФ), осуществляющему деятельность по обязательному пенсионному страхованию.

Менять страховщика (ПФР или НПФ), управляющую компанию можно ежегодно, подав соответствующее заявление в ближайший территориальный орган ПФР. Кроме того, различается порядок расчета сумм пенсионных накоплений, подлежащих перечислению новому страховщику.

В чем разница между УК и НПФ? Если пенсионные накопления находятся в доверительном управлении УК или ГУК, то назначение и выплату накопительной пенсии, учет средств пенсионных накоплений и результатов их инвестирования управляющими компаниями осуществляет ПФР. Если пенсионные накопления находятся в НПФ, то инвестирование и учет средств пенсионных накоплений, а также назначение и выплату накопительной пенсии осуществляет выбранный гражданином НПФ.

Средства пенсионных накоплений можно получить в виде:

Единовременной выплаты - выплачиваются сразу все пенсионные накопления одной суммой. Получатели:

  • граждане, у которых размер накопительной пенсии составляет 5 процентов и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты, и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день назначения накопительной пенсии;
  • граждане, получающие страховую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца либо получающие пенсию по государственному пенсионному обеспечению, которые при достижении общеустановленного пенсионного возраста не приобрели право на страховую пенсию по старости из-за отсутствия необходимого страхового стажа или необходимого количества пенсионных коэффициентов (с учетом переходных положений пенсионной формулы ).

Срочной пенсионной выплаты. Ее продолжительность определяет сам гражданин, но она не может быть меньше 10 лет. Выплачивается при возникновении права на пенсию по старости лицам, сформировавшим пенсионные накопления за счет взносов в рамках Программы государственного софинансирования пенсии , в том числе взносов работодателя, взносов государства на софинансирование и дохода от их инвестирования, а также за счет средств материнского (семейного) капитала , направленных на формирование будущей пенсии, и дохода от их инвестирования.

Накопительной пенсии - осуществляется ежемесячно и пожизненно. Ее размер рассчитывается исходя из ожидаемого периода выплаты с 2019 года - 21 год (252 месяцев). Чтобы рассчитать ежемесячный размер выплаты, надо общую сумму пенсионных накоплений, учтенную в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, по состоянию на день, с которого назначается выплата, разделить на 252 месяца.

В наше время люди стараются участвовать в финансовой деятельности страны. Один из способов такого участия, главной целью которого является получение дохода, являетсяинвестирование.

Существуют различные виды инвестиционной деятельности, но есть один, который совершает любой гражданин России, хотя вполне возможно, даже не подозревает об этом.

Таким видом инвестиционных вложений является накопление пенсии для себя на основе отчислений из заработной платы. Казалось бы, все задумываются о будущем обеспечении еще с самого первого года работы, а при этом не знают, что инвестируют в свою пенсию.

И да, действительно, при данном виде накопления денежные средства «работают» - они приносят доход, который также откладывается на ваш личный счет.

Все мы знаем, что каждый из нас ежемесячно откладывает на личный пенсионный счет определенный процент от своего дохода. Постепенно сумма на счету накапливается и в будущем, собственно, и будет составлять те пенсионные выплаты, которые гражданин получает при достижении определенного возраста и опыта работы.

Все эти инвестиционные средства по закону являются собственностью Российской Федерации, но не становятся частью государственного бюджета и не могут быть задействованы в каких-либо финансовых целях, а также выступать в качестве залога при заключении каких-то финансовых сделок. Сам гражданин, который осуществляет такие инвестиционные отчисления в Пенсионные фонды, не может раньше, чем принято по закону, снять эти деньги со счета или каким-либо образом воспользоваться ими. В будущем из этих средств каждый месяц для него будет высчитываться обеспечение, а также он может при его оформлении получить единоразовое пособие.

Так как отчисление в Пенсионный фонд - своеобразное осуществление инвестиционной деятельности, то каждый может сам выбирать тот фонд, в который он будет вкладывать свои средства. При этом все граждане младше 1966 года рождения могут выбрать, с какой фирмой заключить договор по доверительному управлению своими деньгами.

Какими бывают виды накоплений и в чем заключается разница между ними

Для начала стоит указать, что страховыми представителями являются Пенсионный фонд Российской Федерации и различные другие негосударственные Пенсионные фонды. Кроме того, учитывая личную выгоду и собственные предпочтения, гражданин волен выбирать, какая из фирм будет управлять его финансами и в какую из них осуществлять инвестирование пенсионных накоплений.

Каждый гражданин, родившийся после 1966 года, может выбрать, формировать ли ему только страховую пенсию или же добавить накопительную пенсию дополнительно.

Если вы решили оформить накопительную пенсию, то в первую очередь нужно выбрать компанию, которая будет управлять вашими вкладами и совершать доверительное управление инвестированием.

Что нужно знать о фирме, управляющей вашими отчислениями

По умолчанию, если резидент Российской Федерации не подавал заявления о своем желании выбрать другую фирму по управлению вкладами, руководство на себя беретуполномоченная Пенсионным фондом Российской Федерации компания «Внешэкономбанк».

Фирма, доверительно управляющая пенсионными вкладами, может заключать договор с ПФР. В этом случае страховщиком будет выступать ПФ. Для того чтобы выбрать негосударственную, частную управленческую компанию необходимо:

  • найти ее в специальном перечне, утвержденном ПФ;
  • выбрать инвестиционный портфель, если такая услуга предоставляется фирмой;
  • подать заявление лично, по почте или в электронном формате до 31 декабря текущего года.

Если вы хотите, чтобы вашими инвестиционными средствами управлял НПФ, то для начала стоит определиться, с каким именно из них будет заключен договор. Полный перечень таких фондов можно найти на официальном сайте Центрального банка России.

Напоминаем, что ПФ является только страховщиком, а управление пенсионными инвестициями осуществляет компания, с которой у ПФ заключен договор доверительного управления.

Для того чтобы подтвердить свой выбор, также потребуется подать заявление установленного образца. Так как НПФ будет в этой ситуации выступать вашим страховщиком, то и отвечать за выплату обеспечения также будет он.

В данной статье речь пойдёт о достаточно новом и местами противоречивом методе инвестиций - это инвестиции в негосударственные пенсионные фонды (далее НПФ).
Сами НФП появились в России еще в 90-е годы, но большого распространения не имели. В настоящее время, после изменения законодательства в части пенсионных накоплений, НПФ получили высокое развитие и интерес среди населения.

Что такое НПФ?

Негосударственный пенсионный фонд - некоммерческая организация, которая принимает взносы от участников, осуществляет управление ими с целью сохранения денежных средств и их увеличения впоследствии. НПФ выступают альтернативой Пенсионному фонду РФ.
Взаимоотношения фонда и участников, строятся на подписании договоров, в котором оговорены все условия по осуществлению взносов и последующих выплатах, о сроках действия программы страхования и прочее. Деятельность НПФ строго регулируется законодательными актами РФ.

В чем смысл инвестирования в НПФ?

Программы накопительного страхования, которые сейчас предлагают крупнейшие игроки на рынке, имеют обширный характер, и цели страхования могут быть разнообразными. Например:
. Увеличение размера пенсии, за счет участия в НПФ (в идеале нескольких). При такой схеме человек при достижении пенсионного возраста будет получать пенсию сразу из нескольких источников, т.е. государственную пенсию и выплаты из НПФ;
. Страхование жизни от несчастных случаев, потери трудоспособности и других непредвиденных ситуаций;
. Накопление определенной суммы к конкретному сроку, например, необходимо сделать накопления к совершеннолетию ребенка с целью получения хорошего образования;
. Накопление денежных средств для дорогостоящих покупок, дома, квартиры, машины. Инвестирование в НПФ позволит обезопасить себя от инфляции и застрахует от несчастных случаев.

На какой доход можно рассчитывать?

Точного ответа здесь никто не даст, поскольку все НПФ инвестируют денежные средства участников в высоколиквидные финансовые инструменты (акции, облигации), стоимость которых сильно зависит от многих экономических и политических факторов. Тем не менее, ни один из фондов по результатам года, не может показать отрицательную доходность. Это запрещено законодательно. Ели фонд сработал в убыток, то в своих отчетах он покажет нулевую доходность, а потери будет компенсировать за счет собственных средств.
В среднем успешные фонды показывают доходность на уровне доходности банковского вклада +/- два процента.

Как выбрать надежный НПФ?

Стоит обратить внимание на рейтинг надежности НПФ, на доходность за прошлые периоды и общий срок работы фонда. В интернет можно найти много сервисов, которые предоставляют рейтинги фондов. Для примера, довольно удобный сервис . Здесь можно увидеть каким фондам удается обогнать инфляцию и получить доходность выше средней.

Преимущества инвестирования в НПФ.

Возможность самостоятельно принимать участие в формировании своих будущих пенсионных отчислений.
. Возможность получать пенсию не только от государственного ПФ. Как было сказано выше, инвестор может иметь несколько пенсионных программ в разных НПФ и при выходе на пенсию, получать ежемесячные платежи и от ПФР и от НПФ.
. Государственное регулирование деятельности НПФ. Несмотря на то, что НПФ могут инвестировать средства участников по своему усмотрению, они обязаны действовать в рамках законов, контролирующих их деятельность. Так, к примеру, список финансовых инструментов, в которые могут вкладываться НПФ, утвержден государством. Таким образом, участники фонда могут быть уверены, что их средства никогда не будут инвестированы в рисковые инструменты.
. Налоговые вычеты. Размер взносов в НПФ уменьшает налогооблагаемую базу, как участника фонда, так и его работодателя.
. Возможность защитится от реформирования пенсионной системы РФ. В последние годы регулярно приходится слышать о том, что может быть пересмотрен возраст выхода на пенсию, что пенсионные накопления могут быть заморожены и переданы для выплаты пенсий нынешним пенсионерам. Никто не может дать гарантии, что сегодняшние молодые специалисты будут получать достойную государственную пенсию. НПФ дает хоть какой-то выбор в данной ситуации.
. Свобода выбора НПФ. Если выбранный фонд не устроил инвестора по тем или иным причинам, он всегда может свободно перевести свои пенсионные накопления в другой выбранный фонд, отвечающий его требованиям.
. Прозрачность деятельности НПФ. Участники фонда в любой момент могут получить доступ к результатам деятельности фонда и оценить их на приросте своего счета. В случае с ПФР узнать размер накопленного дохода и отчислений можно лишь раз в год.
. Наследуемость пенсионных накоплений.

Полезное видео

Финансовый рынок представляет собой сложноорганизо­ванный механизм с большим количеством участников и посред­ников, которые оперируя различными финансовыми инструмен­тами, обслуживают и управляют экономическими процессами.

К важнейшим финансовым инструментам, с помощью которых осуществляется распределение и перераспределение финансо­вых ресурсов, следует отнести банковские кредиты, корпоратив­ные и государственные займы, частное и государственное стра­хование. Одним из важнейших сегментов финансового рынка является рынок долевых и долговых ценных бумаг. Он позволяет государству и бизнесу значительно расширить источники фи­нансирования за рамками банковских кредитов и самофинан­сирования. С другой стороны, инвесторы благодаря существова­нию фондового рынка могут вложить свои накопленные средства в различные инвестиционные организации.

Основная задача финансового рынка привлечь инвести­ции в экономику страны. Для этого необходимо создать усло­вия для мобилизации активов и эффективной трансформации накоплений в инвестиции путем установления необходимых взаимосвязей между субъектами, которые, с одной стороны, нуждаются в финансовых средствах, и субъектами, желающи­ми инвестировать избыточные средства.

Но эффективная деятельность на рынке ценных бумаг требует от инвестора профессиональной финансовой подго­товки и немалых временных затрат на принятие обоснованных инвестиционных решений.

Таким решением является коллективное инвестирование, которое дает возможность объединить денежные средства частных инвесторов и профессиональное управление актива­ми. Из всех видов коллективного инвестирования здесь будут рассмотрены паевые инвестиционные фонды и негосудар­ственные пенсионные фонды, а также их различия в плане ре­гулирования и надзора за их деятельностью со стороны госу­дарства и общественных организаций.

Регулирование и надзор в сфере деятельности паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов

Опыт стран с развитыми финансовыми рынками показы­вает, что фонды коллективного инвестирования развиваются в двух направлениях:

Повышение надежности для вкладчиков;

Получение более высокой доходности по сравнению с другими инвестиционными организациями.

Паевые инвестиционные фонды имеют ряд преимуществ перед другими формами коллективного инвестирования:

Размер активов ПИФов законодательно не ограничен, а это позволяет управляющему фондом собрать в профессио­нальное управление неограниченную сумму активов;

Управляющий должен публиковать проспект эмиссии паев и правила фонда, что очень привлекательно для мелких инвесторов;

Инвестиции в паевой инвестиционный фонд имеют бес­срочный характер;

Пай фонда обладает статусом ценной бумаги;

Жесткие нормативные ограничения к структуре активов повышают надежность инвестирования в паевой инвестици­онный фонд;

Суммы вознаграждения и расходы регламентированы в предельных значениях.

Поэтому на сегодняшний день ПИФы - это самая пер­спективная форма организации коллективного инвестирова­ния, которая лучше всего решает вопросы сбережения и капи­тализации средств мелких инвесторов.

Закон «Об инвестиционных фондах» от 29 ноября 2001 года № 156-Ф3 определяет деятельность паевых инвестицион­ных фондов как «отношения, связанные с привлечением де­нежных средств и иного имущества путем размещения акций или путем заключения договоров доверительного управления в целях их объединения и последующего инвестирования в объекты..., а также с управлением (доверительным управле­нием) имуществом инвестиционных фондов, учетом, хранени­ем инвестиционных фондов и контролем за распоряжением указанным имуществом».

Паевые фонды

Основные отличия вложения средств в паевой инвестици­онный фонд от банковского вклада заключаются в следующем:

Кредитные организации, включая ПИФы, функциони­руют под строгим контролем Центробанка РФ;

Банковские вклады населения вместе с гарантиями их сохранности зависят от успешности функционирования Агентства по страхованию вкладов населения.

Для обеспечения защиты вкладов инвестора законода­тельство регулирует взаимодействия паевого инвестиционно­го фонда со всеми инфраструктурными звеньями, к которым относятся управляющая компания и все организации, в чьи обязанности входят управление и контроль за деятельностью ПИФа.

К таким инфраструктурным звеньям инвестиционного фонда относятся специализированные депозитарий и ре­гистратор, аудитор, оценщик. Очень важной формой адми­нистративно-правового регулирования деятельности ПИФа выступает лицензирование деятельности Управляющей ком­пании паевого инвестиционного фонда.

Важным моментом в регулировании деятельности паево­го инвестиционного фонда явилось разделение между различ­ными организациями функций контроля и управления фон­дом. В ведении управляющей компании находится портфель инвестиционного фонда, а надзор за имуществом и хранение активов осуществляет специализированный депозитарий. Функции управления и контроля осуществляют также специ­ализированный регистратор, аудитор и оценщик.

Специализированный депозитарий отвечает за хранение ценных бумаг фонда и осуществляет контроль за проведением операций со средствами ПИФа. Деятельность депозитария на­правлена на защиту интересов вкладчиков фонда.

Для инвесторов очень важной является функция контро­ля депозитария за деятельностью управляющей компании. Депозитарий контролирует следующие показатели:

Расчет стоимости чистых активов фонда и инвестици­онного пая;

Учет имущества паевого инвестиционного фонда;

Состав и структура ценных бумаг в имуществе фонда в соответствии с его Правилами.

В задачи специализированного регистратора входит веде­ние реестра вкладчиков, осуществление учета информации о владельцах паев, их долевое участие в фонде, регистрация всех приобретений, обмена, передачи и погашения паев. Реестр фонда представляет собой базу данных о фонде, о владельцах паев, о всех размещенных и выкупленных паях, о всей доку­ментации, отражающей движение и оформление всех паев инвестиционного фонда.

В функции аудитора входит независимая оценка отчетов управляющей компании.

Пенсионные негосударственные фонды

Если паевой инвестиционный фонд работает с имуще­ством, недвижимостью и некотируемыми ценными бумагами, то ему необходим независимый оценщик для представления независимого экспертного заключения о стоимости этих акти­вов.

Денежные средства паевого инвестиционного фонда, ко­торые были получены в результате деятельности управляю­щей компании, не становятся ее собственностью по той причине, что по законодательству предусмотрено разделение имущества пайщиков и имущества УК. Это повышает надеж­ность вложений пайщиков от возможных незаконных манипу­ляций с вложенными в паевой фонд средствами. К тому же ПИФ не является юридическим лицом и выступает как обосо­бленный имущественный комплекс, который управляется на договорной основе профессиональными менеджерами.

Управляющая компания по законодательству должна заключить договоры с аудиторскими компаниями о регуляр­ной и обязательной аудиторской проверке имущества фонда, бухгалтерской отчетности, стоимостей чистых активов и ин­вестиционного пая и законности сделок, совершенных с иму­ществом фонда. Ежегодный отчет о проведенных проверках управляющая компания должна направлять в ЦБ РФ.

Центробанк детально разработал нормативно-правовую базу деятельности паевых инвестиционных фондов, в частно­сти:

Установил государственный контроль за деятельностью ПИФов;

Создал многосторонний перекрестный контроль всех участников инвестиционной деятельности;

Узаконил разделение управления активами и их хране­ния;

Сформулировал требования к информации для инве­сторов для возможности - принятия ими грамотных решений;

Ликвидировал двойную налоговую нагрузку;

Усовершенствовал систему отчетности.

В настоящее время формирование нормативно-правовой базы деятельности паевых инвестиционных фондов в России практически завершено в полном объеме, что во многом опре­деляет растущую популярность данной формы инвестирова­ния.

В законе об обязательном пенсионном страховании от 01 января 2002 г. прописано введение накопительной части в пенсионную систему. Основным элементом накопительной части обязательной пенсионной системы служит инвестиро­вание средств, которые аккумулируются на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц. Это дает возможность защитить пенсионные накопления от инфляции и обеспечить такой доход от их размещения, который превышает внесенные страховые взносы. Именно поэтому очень важное значение имеют правила, которые должны соблюдаться при инвести­ровании пенсионных накоплений. Правила эти содержатся в Федеральных законах:

- «Об инвестировании средств для финансирования нако­пительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» от 24.07.02 № Ш-ФЗ;

- «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.98 № 75-ФЗ.

В законе №111-ФЗ прописано, что все пенсионные нако­пления находятся в собственности Российской Федерации. Поэтому он регулирует все отношения между субъектами, которые связаны с инвестированием пенсионных накоплений для осуществления выплат накопительной части страховой пенсии. Основное внимание в Законе уделяется обеспечению внутренней устойчивости системы накопительного финанси­рования пенсий и ее функционированию.

Основными субъектами, связанными с формированием и инвестированием пенсионных накоплений, являются Пенси­онный Фонд Российской Федерации, управляющие компании, специализированные депозитарии.

Участниками отношений выступают негосударственные пенсионные фонды, кредитные и иные организации, вовле­ченные в этот процесс.

По закону государственное регулирование осуществляет Министерство финансов. Контроль и надзор за инвестирова­нием пенсионных накоплений возложен на Центробанк РФ.

Законом предусматриваются меры общественного кон­троля за формированием и инвестированием пенсионных накоплений. Для этой цели создается Общественный совет. В него входят представители профсоюзов и работодателей, экс­перты рынка ценных бумаг и других общественных организа­ций и объединений.

Банком России были определены функции по норматив­но-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансового рынка. К основным направлениям деятельно­сти Банка России в сфере финансовых рынков были отнесены: улучшение регулирования и надзора, уменьшение системных рисков, содействие развитию финансового рынка, правовая за­щита мелких инвесторов и акционеров.

Таким образом, Банку России были переданы полномо­чия по защите вкладчиков и участников негосударственных пенсионных фондов, лиц застрахованных по обязательному пенсионному страхованию.

Законодательство четко устанавливает требования к субъ­ектам и другим участникам отношений по инвестированию средств пенсионных накоплений.

В первую очередь это относится к управляющим компа­ниям и депозитариям. Они не только выбираются на конкурс­ной основе на определенный срок, но и проходят регулярные аудиторские поверки.

Передача средств в Управляющие компании значительно расширяет число потенциальных объектов инвестирования, где могут быть размещены пенсионные накопления. Это дает возможность значительно повысить доходность от инвести­рования пенсионных накоплений. В то же время для защиты этих средств от возможных потерь устанавливаются ограниче­ния по объектам инвестирования, чтобы пенсионные накопле­ния размещались только в надежные активы. К таким объек­там относятся:

  1. Государственные ценные бумаги Российской Федера­ции.
  2. Акции и облигации российских эмитентов.
  3. Ипотечные ценные бумаги, выпущенные в России.
  4. Денежные средства в рублях и иностранной валюте на счетах в кредитных организациях.
  5. Ценные бумаги международных финансовых органи­заций, допущенных к обращению на территории Российской Федерации.

Размещать пенсионные накопления в другие объекты ин­вестирования прямо запрещается. По законодательству Цен­тробанк РФ имеет право вводить дополнительные ограниче­ния по использованию перечисленных активов как объектов инвестирования. Например, размещать средства в российские ценные бумаги можно только в том случае, если они имеют обращение на организованном рынке ценных бумаг.

Инвестирование в ценные бумаги зарубежных эмитентов возможно только путем приобретения паев, долей, акций в индексных инвестиционных фондах. Этот способ инвестиро­вания является наиболее надежным и низкозатратным. Но даже в этом случае законодательство устанавливает серьезные ограничения по объемам средств, которые инвестируются в зарубежные активы, и жесткие требования к выбору инвести­ционных фондов.

По законодательству, пенсионные накопления в НПФ определяются как совокупность средств, находящихся в соб­ственности фонда и предназначенных для выполнения обяза­тельств перед застрахованным лицом в соответствии с догово­рами об обязательном пенсионном страховании.

К необходимым расходам на инвестирование пенсион­ных накоплений следует отнести оплату услуг Управляющих компаний, специализированного депозитария, аудиторов, страховых компаний и других участников. Оплата необходи­мых расходов Управляющей компании производится Пенси­онным Фондом с одновременной передачей средств пенсион­ных накоплений. Порядок расчетов определяется договором доверительного управления.

Законодательство регулирует основные положения и правила заключения Договоров, связанных с этими расхода­ми. Договор со специализированным депозитарием заключа­ется на 5 лет, договор доверительного управления с Управляю­щей компанией действует не более 15 лет, а с государственной управляющей компанией - не более 5 лет.

Специализированный депозитарий и управляющие ком­пании отбираются на конкурсной основе. По результатам кон­курсов выбираются один специализированный депозитарий и несколько управляющих компаний, что дает возможность выбора и создает стимулы для их более эффективной работы.

Повышение доходности от инвестирования средств пен­сионных накоплений во многом достигается за счет расши­рения списка инструментов, в которые законодательством разрешается вкладывать средства, а также проведения более активной инвестиционной политики.

Пенсионная система Российской Федерации испытывает в настоящее время значительные трудности в области раци­онального инвестирования средств пенсионного накопления. Причиной является отсутствие достаточного количества ин­струментов, которые могут гармонично подходить по всем трем параметрам: удовлетворение законодательству, обеспе­чение хорошей доходности и сохранение сформировавшегося уровня государственных пенсионных гарантий.

В то же время коллективные инвесторы НПФ должны играть более значительную роль на рынке вторичных ценных бумаг, поскольку имеют дело с «длинными деньгами», чей инвестиционный горизонт в развитых странах достигает не­скольких десятилетий. Долгосрочные инвестиции всех других игроков финансового рынка планируются на значительно бо­лее короткие сроки.

Операции с «длинными деньгами» имеют свои особен­ности. Они заключаются в долгосрочном периоде накопления денег, в консервативной политике инвестирования средств, в обеспечении надежности вложений в НПФ, в необходимости защиты интересов и прав участников фонда, которые являют­ся будущими пенсионерами.

Нормативно-правовое регулирование и контроль за дея­тельностью паевых инвестиционных фондов и негосударствен­ных пенсионных фондов в Российской Федерации определяет порядок организационно-финансовых отношений участников коллективного инвестирования и предусматривает строгий контроль за движением финансовых ресурсов, что повышает надежность и инвестиционную привлекательность рынка кол­лективных инвестиций.

ИПАТЬЕВ Иван Романович
студент, соискатель кафедры финансовых рынков и банков Финансового университета при Правительстве Российской Федерации